5

Деревянный столбик

В студенческие годы один сотоварищ как-то рассказал следующую историю.

Он был родом из совсем небольшой деревни, такой, где в центре — дом культуры, один магазин, почта, автостанция, — вокруг домишки и домики местных обывателей, а за ними — поля, леса и объездные трассы от одного большого города в другой. Там люди гораздо ближе к природе и памяти предков, и поэтому многие его рассказы и воспоминания немало меня удивляли, потому что мимо воли он рассказывал иногда достаточно необычные вещи, которые вводили меня в ступор.

Например, было там у них кладбище. На окраине, как водится. ДО революции 1918 г. около кладбища была церковь, даже помнили местные, что посвящена она была Трем святителям, только вот не уцелела — разломали и растащили по кирпичам. В итоге там образовались довольно живописные развалины, по которым мой друг в розовом детстве немало полазил, о чем очень любил поговорить. Неоднократно он упоминал при этом некоего Сережку, который «там всегда шлялся и в колокол звонил». На вопрос, что за Сережка, он охотно объяснял, что, когда ломали церковь в 20-е годы, один местный житель так хотел угодить новой власти, что полез по своей инициативе снимать колокол. Многие люди просили его этого не делать, однако, парень колокол с большим трудом снял и сам оттащил его на переплавку «на нужды молодой коммунистической державы». Через пару лет он умер — повредил во время пахоты ногу, «отмучился в горячке». Сережку похоронили. Наутро мать с сестрой пошли на могилу проведать, однако, могила оказалась разрыта, тело пропало… Ну что, вызвали участкового, протокол составили, на том и все…

А через какое-то время парня стали видеть в опустошенной церкви. Видело почти все село. Призрак что-то пытался сказать: то показывал рукой вверх, то мучительно щурился. Иногда при его появлении раздавался негромкий колокольный звон. Призрак этот ходил по руинам вплоть до наших дней, и появление его не вызывало у местных никакого страха либо волнения — вот что меня поражало больше всего в этом рассказе! Друг мой также утверждал, что существовала легенда, будто нужно отстроить церковь и вернуть туда колокол — тогда Сережка успокоится и «уйдет в землю».

Другая его история гораздо более современная и оттого еще более пугающая меня. В деревне жила старушка, ничем не примечательная женщина. Двое детей в городе, помогали, навещали. Годам к 70 бабушка резко озаботилась вопросом своих похорон. Сама выбрала место, где должна быть ее могила, — все на том же кладбище, на окраине. Заставила зятя отвезти ее в город и там выбрала себе гроб, памятник, все сопутствующие «товары». Дети уговаривали ее успокоиться, но она не успокаивалась. Постоянно обсуждала свои похороны…

Когда она-таки отошла, произошел какой-то казус: одна из дочерей вообще не появилась, вторая приехала спешно, поругалась на пустом месте с соседями, заявила, что у нее неприятности и никаких похорон не будет, ей некогда. Мать она вместе с приехавшими сотрудниками крематория увезла в город, через несколько дней вернулась назад с урной и собственными силами, без всяких похорон и ритуалов, закопала эту урну в старой могилке брата старушки, то есть своего дяди, много лет назад умершего. При этом в место, где именно «похоронили» урну, просто вбили деревянный колышек. «Позже памятника какой-нибудь поставим, сейчас не до того». Больше они в деревне не появились, дом продали…

Банальная история, да только с тех пор многие видели ту самую бабку, скорбно сидящую на краю братовой могилы. Сидит, горестно качается из стороны в сторону, оглядывается по сторонам… Если бы кто-то посторонний увидел, подумал бы, что пришла вдова к мужу на могилку погрустить. Однако истина гораздо проще и страшнее. Во всех отношениях.

Автор: Филипп Филиппович

Источник: https://4stor.ru/histori-for-life/108973-derevyannyy-stolbik.html

5 Комментарии

  1. Про то, как церкви и храмы после революции разоряли, много историй.

    У нас в Краснодаре был красивый казачий Войсковой собор в центре города. Строили его с любовью, раствор на куриных яйцах замешивали, чтоб крепче было,не то что сейчас. Работали под негромкую песню, строили на века. А тут советская власть, новые порядки. Решили взорвать этот собор. Только он крепким оказался. Три раза подрывники взрывчатку закладывали, все постройки в округе порушились, а собор стоял. Но ломать не строить, сровняли собор с землёй. А катакомбы под ним остались, и до сих пор говорят есть. Только где вход никто не знает. Может, оно и к лучшему. Много жутких тайн и теней там осталось.

    Очень жалко бабулю из второй истории. Наверно, чувствовала, что её никто хоронить не будет. Печально как.

      Цитировать  Ответить

  2. Надо было соседей, а не дочек просить. И деньги соседям на похороны оставить. Если бы знать, как дети поступят.

      Цитировать  Ответить

  3. А с памятником, что бабка себе купила, что произошло? Автор пишет, что зять отвёз её в город, где она все это приобрела?!

      Цитировать  Ответить

  4. В рассказе написано, что старушка ВЫБРАЛА себе памятник и гроб. То есть она могла ВЫБРАТЬ какие понравились, но НЕ ПОКУПАТЬ их.

      Цитировать  Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *