Мне было 9 лет, я приехала к бабушке в гости в деревню. Лето выдалось жарким, и нам хотелось на речку. Речка была совсем рядом. Я отпросилась у бабушки на ночь остаться у подруги, дом её прямо возле реки стоит. И мы с подружкой радостно вприпрыжку поскакали к реке. Когда мы пришли на речку, плавать просто так нам вскоре надоело. И Маринка (подружка) предложила нырять и что-нибудь со дна поднимать, хоть что-нибудь, ракушку или камешек, и сравнивать находки. Ну, детям много не надо, появилась цель, и азарт вернулся. Мы стали нырять, Маринка всегда всплывала с каким нибудь красивым гладким камнем или с большой ракушкой, а мне попадались всё какие-то то палочки, то маленькие улитки… Но вот я нырнула и, так как вода была уже взбаламучена, видимости уже никакой, я наощупь пыталась что-нибудь схватить. Когда я выплыла наружу, я не поверила своим глазам. У меня в руках был красивый резной медальон на порванной цепочке. Я крикнула Маринке, чтоб она подплыла ко мне. И похвасталась ей своей находкой. Медальон мог открываться и закрываться, но, так он лежал долго под водой, замочек не поддавался. Так как мы и так уже вдоволь накупались, я предложила Маринке идти домой. Мы пришли к ней, я положила медальон на “стенку” и мы легли спать. Уснули быстро и крепко, видимо, хорошо нарезвились. Ночью я проснулась от того, что возле “стенки” кто-то возится, я открыла глаза. Луна довольно хорошо освещала комнату, в ней никого не было. Я подумала, что мне спросонья почудилось и повернулась на другой бок. Тут нежный женский голос позвал, немного растягивая, “Ваася!” Я повернулась – никого! Голос повторил: “Вася!” Звук исходил как будто из “стенки”. Я позвала: “Маринка, ты спишь?” и услышала ответ “Нет”. Я повернулась к ней и увидела, что она забилась в угол своей кровати и сидит с выпученными глазами! “Значит, тоже слышала!” – подумала я. Но больше голос не говорил и не звал. Через некоторое время мы успокоились и уснули. Остальная часть ночи прошла спокойно.
Наутро я пошла домой к бабушке и прихватила медальон. Я догадывалась, что голос ночью появился из-за медальона. И решила показать его бабушке!
– Бабуль, привет, смотри, что мы в речке вчера нашли! – я показала ей медальон. Бабушка, увидев его, перекрестилась и сказала, чтоб я его обратно в речку бросила. Я спросила, почему. И тогда она мне рассказала:
“Это произошло ещё во время Второй Мировой Войны. Много молодых парней из нашей деревни ушли на фронт. И он (Вася) тоже ушёл… Я знала Васю, он встречался с девушкой Лидой, и они хотели пожениться, перед отъездом он подарил ей медальон, в котором лежала его маленькая фотография(это был подарок его дяди из Ленинграда). Но война внесла свои изменения в их жизнь. Лида его любила до беспамятства и, конечно, обещала ждать. Сначала она писала ему письма, но ответы не приходили. Лида расстроилась, но соседи и друзья её успокаивали и говорили, что на войне ему сейчас не до писем. Лида верила, что он жив, и что он вернётся. Она вместе со своей мамой сшила красивое платье к его приезду. И она держала его, что называется, “наготове”. Спустя какое-то время пришла похоронка… Тело не привезли, “пропал без вести”. Всё село скрывало от Лиды страшную правду. Даже мать Васи при ней никогда не подавала виду, что расстроена, и не плакала. Но однажды вечером Лида пошла за водой к колодцу, за углом одного дома стояли две “сплетницы”, и она услышала что “Вася-то погиб, а Лидка ждёт всё его!” Что она почувствовала в этот момент – описать невозможно. Она не завыла от горя и не принялась рвать на себе волосы…
Сначала она стояла в ступоре, и “сплетницы” увидели её и поняли, в чём дело. Они стали говорить, что это только слухи, чтоб она успокоилась, что он вернётся, если она будет его ждать. Она молча кивала… А потом развернулась и, так и не набрав воды, ушла к себе домой.
На следующий день, мама Лиды забила тревогу. Дочь ночью пропала. Обратились в милицию из соседнего села покрупнее. Через неделю тело Лиды нашли в реке, она была в том самом платье, что шила для встречи с Васей. Вот и пошла его “встречать”. Только медальона на теле девушки не было. Хотя она с ним не расставалась. Участковый сказал, что течение в реке сильное, тело пробыло в воде неделю, скорее всего, медальон на дне реки… После этого некоторые купающиеся в речке иногда слышали плач, а иногда – слово “Вася”. Видимо из-за того, что девушка покончила жизнь самоубийством, она так и не смогла встретить своего любимого… Однако вреда никому никогда не причиняла”
Я выслушала бабушкину историю с любопытством, жалостью и ужасом на лице. Но медальон я выбрасывать в речку отказалась, я попросила отвести меня на могилу Лиды, и там я оставила её медальон…