Я живу в Якутии в Нижнеколымском районе, на берегу Колымы. Да-да, той самой Колымы, где на ее берегах стояли остроги (лагеря). Где расстреливали политзаключенных, топили их в баржах, морили холодом и голодом. Но если отмести эти факты в сторону, то вы увидите красивый и величественный край, отчасти не тронутый цивилизацией.
Здесь живут разные народы: эвены, чукчи, юкагиры, якуты. И у всех есть свои поверья и легенды. Многие в них не верят, хотя даже в наше время случаются некоторые события. До сих пор камлают шаманы у ночного костра, прося совета у духов, кормят огонь. Но этого уже не замечают. Мы же иногда от наших дедов и отцов иногда слышим истории, которые происходили не так уж и давно. Некоторые из них я вам и попробую рассказать.
1) Якутский черт. Было это во времена советской власти, когда она только вставала на ноги. Времена были тяжелые. Есть у нас село Колымское, на значительном расстоянии от него находился участок. Была зима. Из этого участка поехал паренек в село за продуктами, ехал на нарте, запряженной двумя оленями. Когда он собирался в путь, к нему подошла старушка из местных и сказала, чтобы он обязательно привязал к нарте веревку так, чтобы она волочилась за ним, это убережет его от Абаhhы — черта. Он сказал: да, мол, хорошо, а на самом деле мимо ушей пропустил.
До села добрался нормально. Поехал назад, ехал средне, нарта груженая. Стемнело, до участка ехать и ехать, парень иногда хлыстом погонял оленей. Вдруг они понеслись со всей дури, хрипят да набок голову поворачивают, будто пытаются посмотреть, что там сзади. Парень не понял в чем дело, вдруг как нарту тряханет, он не успел оглянуться и проверить, что там сзади, как его обхватили за шею и начали сдавливать с нечеловеческой силой.
Он успел разглядеть, что рука у обхватившего его существа была полностью покрыта черной шерстью, и в затылок парня врезалось горячее зловонное дыханье. Кровь пульсировала в висках, легкие горели от нехватки воздуха. Казалось, конец. Вдруг паренек услышал слова: «Тебе же говорили — привяжи веревку». Вспыхнула искра надежды. У него в руке оставался крепко зажатый хлыст. Он распустил его и пропустил под нартой. Нечистый исчез. Веревка за нартой нужна, для того чтобы черт не запрыгнул на нарту. Она путается у него в ногах.
2) Старый барак. Есть старые бараки со времен дедов наших. Иногда в них ночуют охотники. И в одном из этих бараков остановился мой знакомый с братом. Дальше расскажу от первого лица.
Мы уже поели и ложились спать. Выбрали кровати возле печи и уснули. Сплю и чувствую: кто-то рядом лежит. А сплю я лицом к стене и чувствую дыхание теплое затылком. Думал, что брат лег ко мне, мы так часто на охоте засыпали — вдвоем теплее. И дальше уснул.
Спал плохо почему-то. Утром встал, смотрю: брат на другой кровати. А кто со мной спал? Бужу его, расспрашивать начал, он, оказывается, отдельно спал. Я спросил: а кто со мной спал? Дальше — больше. Брат пожаловался, что его всю ночь кто-то с кровати скидывал. А также поскидывали с кроватей шкуры, матрасы, а кровати были из досок сколоченные, и на них они увидели выжженные человеческие силуэты. В давние времена так уходили в мир иной чукчи, и их тела сжигали.
Автор: Дачник