Статуйку в село Маклок привез Николай Кретинин. Выменял на Графском базаре за полведра картошки у однорукого солдата-инвалида. В придачу инвалид еще и рассказ подарил, как во главе взвода разведчиков ворвался он в кабинет Геббельса, а там все мертвые: и сам колченогий, и жена его, и детишки-фашистики. Детишек даже жалко стало. Ну, мертвые так мертвые, делать нечего. А статуйка как раз на столе у Геббельса стояла, вот он ее и прихватил на память. Трофей – законное дело.
Заметив недоверчивый взгляд Кретинина, солдат сказал, что руку он не на войне потерял, а после, когда домой ехал, по пьяному делу. А так был героем-разведчиком, смотри, медалей сколько.
Убедили Кретинина не медали, а признание, что «по пьяному делу»: после войны каждый чирьяковый след старались раной объявить, и уж если говорит солдат о другом, значит, правдивости исключительной. И все-таки картошку отдал он еще и потому, что понял – не простая статуйка. Тяжелая. Чугунная, поди, вдвое легче была бы.
Что-что, а вес Кретинин определять умел. И, вернувшись домой, первым делом решил статуйку распилить – ну, как золотая? Извел два полотна по металлу, но едва-едва оцарапал крылышко. Не золото, золото мягкое. Приглядевшись, Кретинин обнаружил рядом со своей меткой другую царапинку – кто-то прежде пилил на предмет золота, верно, тот же инвалид.
Сокрушившись о загубленной ножовке, статуйку поместил на видное место, на этажерку. Жили Кретинины почти по-городскому, и кровать была с никелированными шарами, и шифоньер, и даже патефон, правда, с поломанной пружиной. Все с базара. В конце концов, историю про взвод разведчиков он и от себя рассказывать может. Не его вина, что по плоскостопию войну прослужил при складе. Односельчанам о службе своей Кретинин прежде вообще ничего прямо не говорил, ограничиваясь туманным «где надо, там и воевал». Понимай как знаешь. Время не болтливое, кругом враги.
Статуйка же как нарочно под рассказ сделана. Представляла она злобное страшилище, похожее на крылатую жабу. Посмотришь, и оторопь берет – как живая. Самое место такой на столе Геббельса.
Домашние, правда, жабу невзлюбили. Дети так криком кричали и ночами до ветру не выходили, а все в постель: и пятилетний Сашок, и шестилетняя Дуня, и годовалая Настена. Настене-то пока положено…
Николай на детские крики серчал, но убирать жабу не хотел. Глядя на нее, он в самом деле начинал верить в свое разведческое прошлое, что воевал, брал языков не счетно, а склад для отвода глаз был для секретности.
Однажды жена Клава не выдержала, ушла сама и увела детей к матери – хоть одну ночь поспать спокойно. Николай не возражал. Когда поутру Клава вернулась, то застала Николая мертвым. Рядом валялся пустой полуштоф крепчайшего горючего самогона. Выпил вечером, спьяну поспешил закрыть вьюшку и угорел.
Клава же посчитала, что во всем виновато «уродище» – так она прозвала статуйку. И потому, когда на поминках двоюродный брат Николая Егор Стародубцев спросил о жабе, Клава отдала уродище ему «на память». Спокойная жизнь того стоила. К тому же Клаве казалось, что уродище стало иным – крылышко распрямилось, а когтистая лапка поднялась к морде. Ерунда, конечно. Она всегда такой была. Просто раньше не с того боку смотрели.
Егор поначалу тоже проверил уродище на золото, больно тяжела была статуйка, а потом пошел проторенной дорожкою: как выпьет, пускается описывать штурм Берлина, особое задание, кабинет Геббельса, набитый мертвецами, – хотя войну кончил в Будапеште самым настоящим орденоносцем и привирать о подвигах никакой нужды не имел.
Дети Егора, братья-близнецы Петя и Павел, были постарше Кретининских, постель не мочили, но в школе рассказывали вполголоса всякие страсти. О том, что статуйка ночами летает по избе, садится на грудь и не дает вздохнуть. А то залезет в печь, в самый огонь, и оттуда смеется тихим злым смехом. Даже кошка из дому убежала и котят с собой утащила.
Те, кто был в гостях у братьев и статуйку видел, верили безоговорочно. Дело дошло до того, что учительница начальной школы Варвара Степановна навестила вечером Стародубцевых и попросила спрятать химеру (статуйка, оказывается, изображала химеру) подальше от детских глаз. Мол, присутствие ее сказывается на учебе – из твердых хорошистов братья Стародубцевы скатились до троек, на уроках невнимательны, быстро устают.
Насчет успеваемости и дисциплины Стародубцев-старший пообещал детей подтянуть, а статуйку убрать отказался. У него мужики должны расти, в жизни страхов много, настоящих, не придуманных, и те страхи в сундук не положишь. Пусть привыкают.
Учительница в школе рассказала детям: прежде богачи и попы, чтобы держать народ в страхе и повиновении, пугали их изваяниями разных чудовищ. Статуйка, а правильнее, статуэтка, что есть в избе братьев Стародубцевых, это уменьшенная копия химеры – большой скульптуры, установленной на Соборе Парижской Богоматери. Бояться ее сознательные советские школьники не должны, а должны активно бороться с суевериями и предрассудками.
Бороться пришлось недолго – изба Стародубцевых под Новый год сгорела дотла. Горела днем, когда дома оставалась только бабка Пелагия. Похоже было, что она сунула химеру в печь, желая ее расплавить. Во всяком случае, от избы только и остались что печь да статуйка в ней, причем та не пострадала совершенно. Ее, как «вещественное доказательство», взял участковый милиционер Филимонов, но никаких следственных действий над нею совершить не успел – когда вечером участковый чистил свой наган, произошел самопроизвольный выстрел, поразивший Филимонова насмерть.
Дочь милиционера Оксана вместе с братьями Стародубцевыми отнесли химеру за три версты от Маклока, на Веневитинов кордон, где и утопили в омуте реки Усманки.
Сейчас, много лет спустя, Оксана Прохоровна рассказывает, что, когда они приблизились к Усманке, она чувствовала, что статуйка, обернутая в мешковину, шевельнулась, будто хотела вырваться на волю. Она едва успела бросить сверток в воду. Тяжелый, он сразу ушел глубоко на дно.
С той поры жители Маклока старались обходить омут стороной. Усманка обмелела, омут затянуло илом, по обе стороны от него выросли две базы отдыха – университетская и заводская.
С 1992 по 2002 год на обеих базах утонуло шестнадцать человек. Причинами утопления обыкновенно объявлялись «купание в нетрезвом виде» и «внезапная остановка сердца». Однако старики, населяющие Маклок, уверены, что без зловещей статуйки со стола Геббельса дело не обошлось.
Хорошо написано! Браво автору!
ALLAZYARЦитировать Ответить
ALLAZYAR,
Согласна, история супер!
Скорее всего, статуэтка была с подселом. Он-то и губил людей. И сейчас продолжает. С ней бы мастеру поработать, сущь домой отправить, и статуэтка сразу обычным раритетом бы стала, без магических фокусов.
СофьяЦитировать Ответить