Давно хотела записать мистические случаи, которые происходили с моей бабушкой и со мной. Начну с бабушкиного.
Полтавщина, село на реке Ворскла. Моя бабушка Вера в возрасте десяти лет с двумя младшими сестрёнками остались круглыми сиротами, их родители сгорели в пожаре в собственном доме. Говорили, что их убили грабители, а потом дом подожгли. Девочек забрала к себе единственная оставшаяся родственница, их бабушка, мама отца. Женщина жила одна, работала у местных панов на кухне, была в хорошей физической форме в своём уже немолодом возрасте, умела готовить всевозможные варения, консервации, колбасы, мяса для длительного хранения, за что высоко ценилась и получала какое-то денежное вознаграждение, и домой кое-что приносила, пополняя свою кладовку. Она была довольно жёсткой, не склонной к особым сантиментам и вдобавок прижимистой (заветный чуланчик всегда был наглухо закрыт для детей). Бабушку мою, закончившую на тот момент 3 класса, в школу она больше не пустила, считая, что дома от неё будет больше толку – по хозяйству, за младшими следить, за скотиной ходить, за садом-огородом. Так вмиг закончилось детство и образование моей бабушки.
Время шло, Вера стала красивой и, не смотря на столь краткое обучение, не глупой девушкой. Парни на неё заглядывались, хоть и сирота и бесприданница. Стала встречаться с Иваном – любовь. Ну как встречаться – бабуля гулять не сильно пускала, только после всех дневных дел, как скотине на ночь корму задаст, и не на долго. Лето, сказано было к десяти вернуться, а то дверь будет закрыта (закрывалась изнутри на проволоку или на крючок) и ночуй, где хочешь. И как-то раз Вера чуть задержалась, Иван проводил её до калитки и ушёл, а она во двор вошла, на порог – дверь закрыта. Постучала – в ответ тишина. Видно бабуля привела в действие свою угрозу. Присела Вера на порог, у ног пристроился Сирко, дворовый пёс, которого спускали на ночь с привязи двор охранять. Повернулась вправо, там амбар, где сено хранилось, инструмент хозяйственный и всякое такое. Небо чистое, луна полная, видно хорошо – медленно из-за угла амбара выходит фигура – ростом около метра, может чуть меньше, тонкая, будто в белой сорочке или балахоне, с распущенными белыми волосами до земли, лица не видно, ног тоже из-за подола, будто плывёт в лунном свете. Вера оторопела, её сковало ужасом, даже крикнуть не может. А Сирко у ног будто не замечает ничего, она его подталкивает в сторону Этого, а пёс не понимает, что от него хотят. Оно прошло вдоль стены почти до ворот амбара, сделало небольшой круг и тем же путём вернулось назад, скрывшись за углом. Через несколько мгновений Веру отпустило. Она вскочила, дёрнула дверь так, что сорвала крючок или проволоку, чем там дверь была закрыта, и с криком вбежала в дом. Бабуля выслушала, ничего не сказала, но и ругать не стала. На следующий вечер Вера рассказала всю эту историю Ивану, а он говорит – я к тебе приду завтра, жди (бабушка говорила, наверное, он что-то такое знал).
Назавтра он пришёл, взяв с собой металлический штырь. Вера показала, где Оно ходило, а Иван стал тыкать в землю штырём, где существо обходило круг. Земля оказалась довольно рыхлой. Раз ткнул – штырь со стеклянным звяком провалился в землю, разгребли – там бутыль десятилитровая с самогоном закопана, штырём её пробил. Дальше стали руками разгребать, ещё пару таких же бутылей нашли, а дальше чугунок с монетками серебряными. Тут и бабуля подтянулась и такая, – «Хватит рыть, всё-всё, больше там ничего нет».
Это серебро стало Вериным приданым, а самогон пришёлся к свадьбе моих дедушки и бабушки.
Мы с братьями (у меня два старших брата), когда обсуждали эту историю, говорили, что неплохо было бы пройтись с металлоискателем по тем местам. Скорее всего монеты и самогон под амбаром спрятала прапрабабка. И возможно выкопали тогда не всё добро, кто знает, сколько и чего скопила старушка на службе у панов.
Всё это происходило в старом селе возле Ворсклы, которое впоследствии было сожжено немцами во время войны, а новое село отстроили позже за несколько километров от того места. Моя мама прекрасно помнила и показывала нам, где они жили раньше. А я всё думаю, что это было за существо – эльф или призрак, как оно, вернее она (бабушке это существо было похоже на девушку) была связана с кладом и почему указала его бабушке. И как дедушка догадался, что там нужно что-то искать.
Существует множество сказаний разных народов о сокрытых сокровищах и духах, которые их охраняют. Особенно много подобного творилось во времена войн и революций, когда богачи, боясь за нажитое золото, закапывали его вместе с погонщиками, грузчиками и лошадьми. Много кладов у нас на Кубани, в горах и ущельях. Понятно, отсюда и разные вымышленные истории о тех, кто поехал на речку на шашлыки, остался там на ночь, а наутро проснулся с крепко зажатой в ладони старинной монетой.
Монастырские и церковные клады обычно охраняют злобные духи, они готовы растерзать смельчаков, отважившихся завладеть доверенным им богатством.
Но бывает и такое, когда духи сами выходят на контакт и подстказывают, где зарыты ценные вещи. Как в этой истории, где прабабушка постаралась помочь внучке приданым и даже показала, где спрятана горилка.
Если человек добрый и нежадный, дух может прийти в сон и показать, где зарыт клад, как в истории моей землячки Инны, её история есть на этом сайте.
Мне история понравилась. Вспомнилась юность, ночные прогулки рука об руку, аромат акаций, жасмина после дождя. И острое желание жить и любить.
СофьяЦитировать Ответить