Смоленское кладбище, расположенное на Васильевском острове, – одно из самых больших и старейших кладбищ Санкт-Петербурга. Название его предположительно связано с тем, что здесь, в топкой и заболоченной местности, недалеко от взморья селились переведенцы из Смоленских земель, пришедшие на строительство Петербурга. Но это лишь версия. Название кладбища, как и реки Смоленки (бывшей Черной речки), закрепилось после сооружения храма во имя Смоленской иконы Божьей Матери.
У истока из Малой Невы Черной речки в 1710-е годы находился острог военной канцелярии. Поблизости узников и хоронили, не снимая цепей. Это были первые захоронения будущего Смоленского кладбища, официальное упоминание о котором впервые появилось в Указе Синода от 23 октября 1738 года.
В настоящее время оно занимает площадь около 50 га.
У Смоленского кладбища непростая история, хранящая множество тайн и легенд.
Об одном удивительном случае поведал житель Васильевского острова Виктор Сергеев. Вот его рассказ.
ПРИЗРАК
В детстве я жил на Детской улице, 62. Это напротив Смоленского кладбища. Мы с ребятами часто ходили туда гулять. Смотрели, как к часовне Ксении Блаженной (хоть она и закрыта была) люди приходили, отковыривали от стен известку и тут же жевали. Излечиться хотели. Говорят, некоторым помогало.
Но в основном несли записки, в которых иногда деньги заворачивали, и засовывали их в щели. А мы эти записки пинцетом вытаскивали и деньги — 10, 15, 20 копеек, а то и полтинник – брали и тратили на кино и мороженое, а записки читали и выбрасывали. Чего только в этих записках не просили: здоровья, денег, вещей, историю КПСС сдать или в любви помочь, а иногда такую ахинею, что и говорить неудобно.
Однажды, правда, желание из записки сбылось. Учился у нас в классе Сергей Аксененко. Перед экзаменом каким-то попросил Ксению, чтобы помогла ему вытащить билет ╧ 6, потому что он только его выучил. И вытащил! Получил свою тройку.
А вот другой случай вспоминаю с ужасом. Я тогда учился в пятом классе. Это был конец сентября 1963 года. Под вечер я и мои приятели Витя А. и Саша Ф. пошли на кладбище собирать серу с разрушенных надгробий. Мы выковыривали ее перочинными ножами и поджигали, смотрели, как она красиво горит ярко-голубым пламенем.
В тот раз, наковыряв серы в спичечные коробки, мы решили залезть на дерево, чтобы укрыться от дождя. Пока забирались, вокруг никого не было. А тут вдруг смотрим – по направлению к нам женщина идет. Мы почему-то разом притихли и стали наблюдать за ней. Она была в дождевике с капюшоном, на ногах – короткие резиновые сапоги, в руках – две большие сумки.
Женщина подошла к могильной раковине метрах в восьми от нас и поставила сумки на землю. Нас она не видела, потому что мы были на высоте 2,5–3 метров. Витя вдруг выронил свой коробок, он с шумом ударился о дерево и упал на землю. Женщина подняла голову и посмотрела на нас.
Мы остолбенели – лица под капюшоном не было, лишь черный провал, пустота! В ту же секунду она исчезла, растворилась, будто ее и не было. У меня волосы встали дыбом и мурашки побежали по всему телу. Ребят тоже трясло. Дрожа от страха, мы спустились на землю, чуть не свалившись в водоем, бывший воронкой то ли от авиабомбы, то ли от крупного снаряда. Хотели было бежать, но не смогли, ноги как одеревенели.
Саша сказал, что нам это, наверное, привиделось. С трудом мы заставили себя подойти к тому месту, где только что видели женщину. На дорожке не было никаких следов, но с дерева мы четко видели отпечатки от ее сапог. Вот тут уж мы припустили с кладбища и несколько дней там не появлялись. Боялись даже говорить об этом.
Позже я неоднократно бывал на том месте, где исчезла женщина, но больше никогда ничего подобного не видел.
Одного из моих тогдашних спутников после окончания 8-го класса во время праздника “Алые паруса” сбросили с моста на проплывавшую по Неве баржу, и он разбился. Другой надолго “прописался” в местах заключения. А у меня начались большие нелады со здоровьем, и стали происходить странные вещи.
Однажды я чуть не утонул, запутавшись в рыболовных сетях. В другой раз прямо перед носом разбился телевизор, упавший с девятого этажа, когда я проходил мимо. Встречный мужчина аж побелел и сказал: “Ну, парень, повезло тебе!”
Не знаю, связано ли все это с тем случаем, но иногда я об этом почему-то подумываю…