Мы с детства знаем легенду о Летучем голландце, который является мореплавателям, предвещая гибель их корабля. Однако существует великое множество других таинственных историй, связанных с морскими привидениями. Ими наряду с фантомами людей, животных, пароходов, самолетов, автомобилей, старинных
сражений занимается новая наука гостология (от английского “гост” – привидение). Она мало что еще может сказать о сути феномена призраков, однако накопила множество фактов о них. В предлагаемой вашему вниманию статье английский писатель Рой Бейнтон рассказывает о наиболее характерных типах привидений, встречающихся на просторах океанов и морей.
Море, океан … Как много в этих словах волнующего и таинственного. За хрупкой береговой линией наших знаний, в мрачных глубинах морских вод, покрывающих 7/10 поверхности планеты, живут призраки, следующие в кильватере океанских кораблей.
Морских тайн очень много, и относиться к ним, по мнению опытных путешественников, следует очень серьезно. Иначе можно натерпеться всяческих бед, а то и вовсе распрощаться с жизнью.
В 1959 году я был матросом на грузопассажирском корабле “Бородино”, который курсировал между Гуллем (порт в Великобритании) и Данией. Была жутко холодная ноябрьская ночь, и “Бородино” стоял в порту Гулля, готовясь
отчалить в направлении Копенгагена. Большинство членов команды еще находилось в городе. На борту были только я, ночной вахтенный, механик и молодой стюард. Усталый, я лежал на своей койке, стюард был в соседней каюте.
Вскоре после полуночи лампочки начали вдруг то гаснуть, то снова зажигаться. Через несколько минут после
этого раздался жуткий крик, эхом пронесшийся по всему судну. Я выскочил в коридор и нос к носу столкнулся с трясущимся от страха мертвенно-бледным стюардом, кричавшим в истерике:
– Он пришел! Он постучал в дверь! Я открыл и увидел его… Это был Перси… Он парил в воздухе, а вместо ног у него были окровавленные обрубки. Потом он прошел прямо через переборку корабля и растворился!
Позже один матрос поведал мне, что он слышал, будто на нижней палубе часто появляется призрак механика Перси Макдональда, умершего в страшных мучениях после того, как в машинном отделении ему по неосторожности отрезало обе ноги.
Перепуганный стюард взял расчет в ближайшем порту, а через месяц и я списался с корабля.
За долгие годы плаваний я понял, что тот случай с Перси был лишь маленьким эпизодом в бесконечной череде сверхъестественных явлений, происходящих на море.
Воскрешение “Памира”
21 декабря 1957 года в три часа ночи суда, находившиеся в Атлантическом океане, получили сигнал бедствия, посланный немецким учебным парусником “Памир”: “Сильный ураган. Все паруса сорваны. Крен – 45 градусов. Угроза затопления!”
Это была последняя весточка, переданная с “Памира”. Судно исчезло бесследно, чтобы вскоре возродиться в качестве корабля-призрака…
Прошло четыре года. Другое учебное судно – чилийское “Эсмеральда”, находясь в проливе Ла-Манш, сражалось с сильнейшим штормом. Неожиданно появился корабль, который, несмотря на бурю, спокойно проплыл мимо.
Это был “Памир”. После встречи море стало спокойнее, и “Эсмеральда” благополучно добралась до порта.
Несколько месяцев спустя, яхтсмен Рид Биерс попал в шторм у Виргинских островов – архипелага в Атлантике. По его словам, он тоже видел “Памир”, который сопровождал его почти до самого порта, а когда вдали показался берег, исчез. С этим кораблем-призраком встречались и другие суда, например, норвежский пароход “Кристиан
Рэдич”, американский катер береговой охраны “Игл”, немецкий учебный парусник “Горх Фох”. Каждый раз, когда “Памир” материализовывался поблизости от попавшего в беду судна, вся его команда, как живая, гордо стояла на палубе. Очевидцы отметили одну любопытную деталь: поначалу на паруснике видели все 70 погибших членов
команды. С каждым последующим появлением судна их количество уменьшалось. Так, моряки немецкого парусника насчитали уже только 20 человек. Может быть, когда-нибудь исчезнет последний член призрачного экипажа, и тогда этот Летучий голландец нашего века уйдет на покой?
Друг или враг?
Морские призраки гораздо чаще, чем наземные, творят добро. Об этом свидетельствует статистика. Заняться подобными расчетами меня побудила история, услышанная в 1960 году на совершавшем кругосветные круизы пароходе “Галифакс”. Как-то вечером один старый машинист поведал мне о драматических событиях, происшедших на корабле “Пирей”. В 1948 году по пути в Австралию у него взорвался паровой котел из-за отсутствия в нем воды. В результате погиб дежуривший машинист. Спустя год, когда “Пирей” стоял в Сиднее, механик
Питер Джоунс проводил профилактический осмотр двигателя корабля. У парового котла есть насос, с помощью которого в котел накачивается вода. И вот неожиданно он
начал издавать громкие звуки. Приборы показывали, что котел полон, и Джоунс выключил насос.
Звуки прекратились. Буквально через пару минут они возобновились, хотя стрелка индикатора стояла на отметке “полон” и насос не работал, а значит, никаких звуков не должно было быть!
Джоунс внимательно исследовал индикатор и, к своему ужасу, увидел, что он испорчен. На самом деле котел был практически пуст и вот-вот должен был взорваться. Механику повезло, что он вовремя обнаружил неисправность, успел накачать в котел воды, предотвратил взрыв и остался в результате жив. Выходит, подавший голос насос
недвусмысленно предупреждал Джоунса об опасности.
Джоунс был молодым, скептически настроенным человеком и никакой связи между своим чудесным спасением и трагедией прошлого года не углядел. Иначе думали старые кочегары “Пирея”, знавшие подробности смерти машиниста. Тогда, в предсмертных муках, он поклялся, что на корабле никто больше не умрет из-за аварий в
машинном отделении. Так оно и было: в течение 23 лет, пока “Пирей” бороздил океанские просторы, за двигателем парохода присматривал добрый призрак, вовремя предупреждая товарищей о всех поломках, которые могли привести к трагедии.
Живое проклятие
Если корабельные призраки часто бывают добрыми, то живые люди нередко оказываются сущим проклятием. Вот что произошло однажды.
В 1961 году в австралийском порту Брисбен, на борту “Галифакса” оказался один египтянин, угрюмый и неприятный, постоянно ссорившийся с членами команды и практически никогда не спавший.
По вечерам мы обычно собирались на верхней палубе, чтобы поболтать о том о сем. А египтянин, назвавший нам свое прозвище Фараон, уединялся со всеми пожитками в лазарете, так как никто не хотел делить с ним каюту.
Странная это была личность: сначала он сам нарывался на скандал или лез в драку, а потом представлял дело так, будто во всем виноваты другие. Как плохой актер, он становился в театральную позу, сводил свои густые брови, выпячивал нижнюю губу и проклинал мнимых обидчиков.