По свету ходит примета: стук в окно – к беде, не подходите. Я свято верю в эту примету, слышала много историй, жутких и реальных. Однако, не все так однозначно.
В деревне, где росла моя матушка, был интересный обычай. Когда раздавался стук в окно, бабушка говорила: «Поди, Валюша, глянь! Кажется, помин принесли». Валя выходила и забирала с крыльца съестное: конфеты, печенюшки и прочее. Это свидетельствовало о том, что кто-то совершил смертный грех – самоубийство (не факт, что из нашей деревни) и теперь на 9, 20 или 40 дней родня таким образом раздает помин о грешной душе народу, ведь в церкви самоубийцу не поминают. Вот почему местные жители никогда не шарахались от стука в окно, никогда не связывали это с чем-то страшным.
Однажды произошло жуткое событие. У бабулиной подруги, носившей странное имя – тетя Сёка, единственная красавица – дочь Оленька отправилась в город поступать в техникум. Красоты она была и правда неописуемой. Как говорила моя мать, Оленька была яркая натуральная блондинка, словно настоящая сказочная Златовласка! Глаза ее были цвета синего летнего неба, сама – ладненькая и миленькая. Все дети в деревне (как и моя матушка) усердно принимали ее за сказочную принцессу.
Может, и правда была Оленьке уготована счастливая судьба, но какие силы вмешались – не знаю. Случилось так, что девушка по приезду в город очень быстро попала в дурную компанию. Да не просто в какую-то дворовую шайку, а в настоящий бандитский притон, промышляющий профессиональными азартными играми, в частности, картежными. Сейчас могу только догадываться, что роль в банде была ей уготована в соответствии с ее яркой внешностью: стать хорошим привлекающим или, наоборот, – отвлекающим маневром. Представляю, сидит такая красавица, только уже не в скромной деревенской кофточке и с косой, а этакая леди-вамп с декольте и облаком золотых распущенных волос . Сидит такая картинка напротив, где тут сосредоточиться дилетанту на своих картах? Это я сейчас предполагаю. Что же произошло на самом деле – не знаю. Девушку нашли повешенной в комнате. На столе лежала записка: «Прости, мама, я больше так жить не могу…».
Женщина со странным именем Сёка похоронила свою Златовласку-Оленьку. Милиция констатировала: самоубийство. Только безутешной матери нашептали сердобольные соседи в доме, где обитала Оленька в городе, что не все так просто и самоубийство девушка совершила из-за любви. Мол, влюблена была в одного из бандитов, а он – игроман, больной в этом плане, просто проиграл ее в карты кому-то. Девичье сердце позора не выдержало и … вот она, цена мужского предательства!
Официальная версия, сплетни, догадки… Каким бы позором не покрывали имя местной красавицы, к жизни ее уже не вернешь. Самое страшное, что и помянуть по-человечески самоубийцу не разрешалось. Для верующей матери это было сильным ударом.
На сороковой срок поздно вечером пришла рыдающая тетя Сёка к бабушке. Собрали женщины мешочек и, согласно старинному обычаю, побрели раздавать помин.
Подошли к деревне, где Сёка жила, и начали обход с крайнего дома. Достала бабуля моя пару конфет, а мать покойницы занесла было руку, чтобы в окно постучать. Вдруг – глядь – подлетает к окну птичка. Маленькая такая, светленькая, необыкновенная. Не воробей, что по полям шныряет, не трясогузка серая, а какая-то неведомая птаха, что в краях тех не водится. Ну, тетки-то тоже не орнитологи, кто ж этих птичек знает! Только птица себя странно повела: порхает прямо над рукой женщины! Сёка робко в окно, как положено: «Тук-тук-тук!», а птичка на выступ у окна села и носиком крошечным в стекло: «Здынь-здынь-здынь». Бабка моя верующая была, набожная до фанатизма. Конфеты положила на выступ и аж перекрестилась: «Олюшка…».
Пошли тетки дальше, к следующему дому, затем – к следующему. Птичка прямо над головами у них порхает. Бабуля моя конфеты выкладывает, а Сёка в оконце стучит. Птичка же или чуть на руку не садится, или изредка носиком «помогает». Сомнений у обеих верующих женщин не осталось: Златовласкина душа прилетела!
Так они всю деревню обошли. Возле последнего дома, где помин оставляли, выскочил из-за тучки последний луч заходящего солнца и осветил птичку столпом золоченого света на несколько секунд. Солнце совсем ушло… Глядь, а птички и нет! Упорхнула куда-то, тетки так и не заметили.
P.S. На работе недавно эту историю рассказала. Коллега моя еще на середине рассказа выдала: «Ух, ты! Это же душа девушки прилетела!». Коллега шибко верующая, видимо, кое-что знает о таких вещах…