События, о которых, повествует эта история, произошли в густых лесных массивах средней полосы. Чудесные леса, холмы, болота. Пожалуй, главное, чем богата наша русская равнина.
Одним жарким летним днем в деревню, находящуюся на приличном отдалении от душного и пыльного мегаполиса, приехали две молодые пары. В старый деревенский дом, который когда-то принадлежал деду героя нашего повествования, на месяц решил перебраться студент Артем со своей девушкой Викой. Вика, в свою очередь, настояла на том, чтобы Артем приютил у себя ее подругу Галю с довольно набожным женихом Николаем.
Где-то с неделю молодых людей радовала и даже в чем-то забавляла размеренная и в то же время бодрая и по-своему притягательная деревенская жизнь. Но не стоит объяснять, что нашим современникам уже сложно долго обходиться без каких-либо кратковременных, но ударных увеселителей вроде ночных клубов, хмельных корпоративов и прочих пестрых забав. Никаких клубов, естественно, в радиусе сотни километров не было, а все деревенские «корпоративы» ограничивались массовым опустошением полок с паленой водкой работниками местного лесхоза и массовой же дракой у сельмага.
В чаще леса неподалеку от деревни располагалось обширное болото, прозванное местными «Навкиным». Где-то рядом с болотом, на лесной прогалине, должен был стоять Дубровицкий хутор. На старых картах в деревенской администрации еще сохранилось его обозначение. Старики поговаривали, что хутор тот бросили с незапамятных времен. Почему хозяева так сделали, никто ответить не мог. Зато по этому поводу слагалось много легенд и ходило огромное количество слухов.
Болото неслучайно «Навкиным» нарекли. Жители окрестностей, практически все до одного, верили, что в нем живут навьи – болотная нечисть, любимой забавой которой является заманивание неопытных путников в губительную трясину. Приезжие считали это местной легендой, но, подогретые жуткими рассказами, не упускали возможности дойти до болота и отыскать брошенный хутор. Мысль о поиске Дубровицкого хутора и заодно приключений на пятую точку вскоре пришла и Вике с Галей. Парни были не против, даже наоборот – поддержали инициативу девчонок.
От окраины леса в самую глубь чащи уходила широкая – можно даже сказать, ухоженная – тропа. До каких-то пор по ней вполне мог проехать легковой автомобиль. Ближе к болоту тропа сужалась и становилась все более непроходимой. Часто стали попадаться поваленные деревья, исполосовавшие тропу под разными углами.
Когда тропа окончательно оборвалась и под ногами стала ощущаться вязкая холодная грязь, парни и девушка поняли, что болото совсем рядом. Кто-то из девушек забеспокоился и предложил вернуться. Но остальным не терпелось дойти до хутора. Николай сказал: «С Божьей помощью не заблудимся!» То ли упоминание о Боге, то ли уверенность в словах Николая ободрила горе-путешественников, и дружная компания двинулась дальше.
Ребята пошли по краю болота. Артем еще перед выходом догадался надеть высокие дедовские сапоги, поэтому он уверенно, без всякого неудобства двигался вперед. Девчонкам же пришлось снять с ног обляпанные грязью шлепанцы и под руки с Николаем, которому также понадобилось разуться, семенить следом.
Начинало темнеть, когда Артем радостным свистом оповестил друзей о том, что они приблизились к своей цели. Лес значительно поредел. Трава и кустарник были почти пояс, но деревьев на пути встречалось все меньше. Вскоре друзья дошли до хутора. Хотя хутором его уже было сложно назвать.
Дубровицкий представлял из себя несколько ветхих покосившихся строений, навроде сараев, две избы, у которых не было ни полов, ни крыш, в одной даже проросли несколько деревьев, чуть поодаль стоял старый, но крепкий, каким-то чудом уцелевший крупный дом из почерневшего сруба. У хутора можно было приметить следы частых гостей-туристов: не закопанное пепелище костра, в котором был навален всевозможной мусор – сигаретные пачки, пивные бутылки, коробки из под сока, выцветшие пакетики от чипсов.
Начал накрапывать мелкий дождь. Скрываясь от косых холодных капель, ребята зашли по крышу дома из сруба. Дом стоял на высоком прочном фундаменте – наверно, поэтому и не сгнил за столько лет. Тем не менее, в нем не было ни одного уцелевшего окна, а дверь просела и болталась на одной ржавой петле.
От дождя стемнело еще быстрее. Артем предложил заночевать в хуторе, чтобы не идти в деревню ночью через болото, благо все, предвидя подобную ситуацию, захватили с собой спальные мешки. Девчонки нехотя поддержали инициативу, молча согласился и Николай.
Мебели в доме не было, зато повсюду был разбросан разный хлам: ящики, старые покрышки, гнилые доски. Из этого хлама и сообразили нечто вроде скамейки и столика. В центр импровизированного стола поставили фонарик. Девчонки достали из сумок смятые бутерброды, в пластиковые стаканчики разлили чай из термоса.
После трапезы завязалась малосодержательная беседа, в конечном итоге приведшая к обсуждению мифических болотных существ, в честь которых и было названо болото. Вика, к своему же удивлению, показала свою удивительную осведомленность в предмете разговора. Оказалось, еще в школе на факультативе русского фольклора ее классу рассказывали про «навок». По славянским поверьям, навками становились люди, в основном дети, умершие некрещеными. Болотные духи, или русалки, забирали их к себе в воды и превращали в так называемых навок.
Галя всегда пугалась от подобных рассказов, и этот раз не был исключением. Артем посмеялся, а Николай отнесся с пониманием. «Навки, не навки… Все нечисть лесная, а имени Господа боится, – сказал он. – Помолиться надо, Бог защитит». «Уж лучше палкой их огреть… Или чем потяжелее, если вдруг полезут отовсюду», – с усмешкой ответил Артем.
Спальные мешки были постелены прямо на пол. Ребята укутались в них и вскоре уснули. Артема с самого начала стали мучить непонятные и очень неприятные сны. Он проснулся где-то около полуночи, когда на небе уже сиял молочный диск луны. Более заснуть не получалось. Артем надеялся, что с ним проснется кто-то еще и ему не придется сонно сидеть на крыльце и скучать всю ночь. Но Вика, Галя и Николай крепко спали.
Артем достал сигареты и вышел на порог дома. Ночь был темная, спокойная, но вовсе не беззвучная. В лесу что-то поскрипывало и потрескивало, на болоте кряхтели жабы, а также всюду слышалось жужжанье эскадрильи комаров.
Выкурив сигарету, студент решил вернуться к своему спальнику, но его вдруг отвлек странный булькающий звук со стороны болот. Артем настороженно осмотрелся, затем отмахнулся и зашел в дом. Бегло окинув спящих друзей, студент решил еще раз посмотреть на болото. Он выглянул в окно и застыл как вкопанный.
Перед домом стояли странные человекообразные существа. Они обладали гладкой светло-голубой лоснящейся кожей, длинными конечностями и красными, как пылающие угольки, глазами. Артем впал в ступор. Ни одна часть тела не подчинялась командам, будто все вмиг парализовало. Еле совладав с собой, студент подбежал к друзьям и попытался их разбудить. Но все было тщетно.
Существа стали медленно передвигаться в сторону крыльца. Артем попробовал закрыть дверь, но та затворилась лишь наполовину и намертво застряла. Студент не переставал с ожесточением тянуть на себя ржавую дверную ручку, даже когда жуткие существа были совсем рядом. Неожиданно Артем почувствовал, как его схватили за ногу и резко дернули в сторону улицы.
Ударившись о порог, Артем в кровь разбил себе бровь. Заболела голова, в глазах помутнело. Существа с силой тянули его в сторону болота. Парень пробовал позвать помощь, но не смог выдавить из себя ничего кроме тихого всхлипа. Последней надеждой у Артема стала мысль о Боге. Вспомнились слова Николая. Студент стал прокручивать в голове молитвы, которые учил еще когда-то давно, в детстве, вместе с бабушкой. Слова молитвы врезались в память, Артем начал шепотом, но как можно отчетливее их произносить.
После первой молитвы хватка существ начала слабеть. Не переставая молиться, Артем стал вырываться из лап болотных тварей и вскоре у него получилось. Буквально на четвереньках парень забрался в дом и рывком закрыл за собой дверь.
Артем проснулся, когда уже рассвело. Даже во сне он крепко держал закрытой ветхую дверь. Девушка и друзья были удивлены, что студент уснул в таком положении, даже еще ночью как-то умудрился раскроить бровь.
В деревню вышли без промедления. Артем решился рассказать о произошедшем только Николаю. Тот выслушал товарища с пониманием, нравоучений читать не стал, но посоветовал почаще молиться и ходить в церковь. Артем больше никогда не иронизировал по этому поводу. К изумлению Вики, Артем стал даже набожнее Николая. Но он так и не решился рассказать ей причину своего обращения к вере. Дубровицкий стал для него чем-то вроде пресловутого «грома» из пословицы. И этот гром сильно изменил его жизнь.
Пару лет назад у нас в одном из предгорных посёлков семь детей в возрасте от 14 до 16 лет ушли в лес без еды, воды и прочих благ цивилизации. Целью экспедиции была отработка навыков выживания, информация взята из интернета.
Дело было летом, в конце июня, и всё начиналось как захватывающая и весёлая игра. По-видимому, у них были спички, и первый вечер они провели у костра, радуясь свободе, зелёной траве и отсутствию контроля взрослых. Утром пошли дальше, и шли почти весь день. Когда к вечеру решили сделать привал, выяснилось, что костёр разжечь не получится: спички за ночь отсырели, а зажигалок не было, потому что никто не курил. Ночь провели уже не так весело- без костра в горах холодно даже летом. Громко урчали животы, требуя нормальной еды, а не корешков и ягод. Девчонки скулили без душа и чистой одежды. Посовещавшись, решили возвращаться. Но тут оказалось, что они заблудились. Проблема усугубилась ещё и тем, что в ущельях нет мобильной связи, и все сотовые оказались бесполезны. Начался период реального выживания.
Родители забеспокоились уже наутро после их ухода.
Почему ребёнка нет дома, когда на дворе ночь?
По тревоге были подняты полиция и МЧС.
Вертолёты бражировали над предполагаемой зоной поисков, волонтёры прочёсывали окрестности, но результата не было.
Ребята нашлись только через две недели. Они сами вышли из леса навстречу спасателям. Оборванные, похудевшие и грязные. И совсем другие глаза на осунувшихся, повзрослевших лицах. Немногословные и очень серьёзные. Они практически ничего не рассказывали, и родители, решив, что у них шок, передали детей психологам.
Выяснилось, что внешний вид не обманывает. Вчерашние дети за короткий срок на самом деле очень повзрослели. У них произошла серьёзная переоценка ценностей. Интернет, смартфоны и разные гаджеты уже не интересовали их. Исчезли юношеская беззаботность и пофигизм, появилось ответственное отношение к Земле, людям и чувствам, благодарность родителям. Взгляды на жизнь поражали своей мудростью. Несколько человек уверовали в Бога и пошли в церковь. Будто они провели не две недели в лесу, а прожили там несколько жизней. Что же они там видели и что испытали, остаётся загадкой. Возможно, гармония природы, её мудрость и воля к жизни перевернули их мировоззрение, дав понятие Истины.
СофьяЦитировать Ответить
Софья,
Значит воду все-таки нашли, раз 2 недели по горам ходили. С едой проблем летом нет, мы малышами все растения знали и все, что можно было -ели, просто из любопытства.
LudmilaЦитировать Ответить
Ludmila,
Вода Краснодарском крае не проблема. У нас в горах много рек, речушек, ручейков и родников. Но две недели в лесу, один на один с дикой природой для избалованных детей, привыкших к различным благам цивилизации, -серьёзное испытание. Не скрою, для меня такое тоже не игрушки.
СофьяЦитировать Ответить