8

Из рассказов моей бабушки

“Лесная баба”

В детстве я постоянно просила бабушку рассказать о том, как они жили раньше. Некоторые истории запомнились на всю жизнь. Вот одна из них.

Бабушке было года 4 (это примерно 1902 год), она была самая младшая в семье. Отец и старшие братья и сестры были в поле, а бабушка с матерью были дома одни. Бабушка сидела на подоконнике, открылась дверь (тогда не было никаких замков) и вошла женщина огромного роста (голова доставала до потолка). Она была одета в старый драный сарафан. На руках был замотанный в тряпье ребенок и, кажется, рядом еще ребенок лет 12 на вид. Говорить она не могла, только мычала. Мать дала ей кусок хлеба, и они ушли. Бабушка всегда, когда рассказывала про нее, называла лесной бабой, говорила, что они живут в лесу. Там в лесах встречались ямы, выстланные ветками. И еще она называла ее Вирь-ава (вернее произносила слова слитно – “Вирява”, и потом, когда видела высокую крупную женщину, говорила: “Ну как Вирява”). Вирь-ава в переводе с мордовского – лесная мать. Считается лесным божеством, но есть версии, что так называли женских особей снежного человека. Потом я читала, что в рассказах очевидцев иногда они были одеты в человеческую одежду, только в основном в старую и рваную и кое-как. А может это была помесь человека и етти.

И еще бабушка рассказывала, что однажды мужики в пруду поймали чертенка. А уж на кого похож реликтовый гоминид! Что потом с ним стало – неизвестно, да впрочем понятно – бедный малыш!

И еще рассказ. Прямо перед Великой отечественной войной на ночном небе было видение: огромная фигура солдата, лежащего навзничь. Было понятно, что он мертвый. Около его руки лежал ковшик, из которого пролилась вода. Бабушка рассказывала, что женщины начали плакать, потому что поняли – опять будет война.

8 Комментарии

  1. Чет я не понял. Не известно на кого похож и что с ним стало? Или автор наоборот удивляется описанию чертенка, но забыл его описать в рассказе? Тема очень интересная, но сумбурно как-то.

      Цитировать  Ответить

  2. Вирьава -мать леса по-мордовски, это остатки язычества. Леса, конечно, в Мордовии огромные и глухие, но от своих родных про Вирьаву я не слышала. Помню деревянные домики в деревнях Мордовии в конце 50-х годов прошлого века-потолки низенькие, скорее всего зашла просто высокая, нищая и голодная женщина. Ямы, устланные ветками, значит ночевали какие-то беженцы. После войны люди и в землянках жили.

      Цитировать  Ответить

  3. Интересные истории… Думаю, вокруг нас много неизвестных науке существ, которые стараются нам на глаза не показываться. И правильно делают. Мы для них гораздо опаснее, чем они для нас.

      Цитировать  Ответить

  4. На счёт низких потолков в деревенских домах тех времён это правда. Это делалось для экономии дров, а вот про высокую женщину тоже может быть. В детстве для нас каждый взрослый кажется гигантом, ну и не будем забывать о каком времени идёт речь. С этой женщиной могло произойти разное и поэтому она потеряла дар речи. Просто нищенка, а сама бабушка под влиянием детских страхов и сказок про лесных духов на фантазировала разное, а так, честно признаться, история очень интересная.
    Присылайте побольше таких рассказов. Спасибо.

      Цитировать  Ответить

  5. А моя бабушка в журнале увидев как то рисунок, изображающий снежного человека, спросила: “Почему лешака-то назвали снежным человеком?”

      Цитировать  Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *