0

Анализ писем Зодиака и других преступников

Миф «Зодиака» – это идея тайного могущества обычного человека; такого, как все… привычного… едущего в метро, транспорте, среди незнакомых лиц. Человека незаметного, но вместе с тем, заставляющего дрожать целые города. В романе «Подросток» Ф.Достоевский обращал внимание на подобную идею, конечно, без ее патологической завершенности. Один из его героев утверждает: « Мне нужно лишь то, что приобретается могуществом и чего никак нельзя приобрести без могущества: это уединение и спокойное осознание силы… Да уединенное сознание силы – обаятельно и прекрасно… Давить, мучить я никого не хочу (конечно, не в случае «Зодиака» – авт.); но я знаю, что если б захотел погубить человека, врага моего, то никто бы мне в этом не воспрепятствовал…О, пусть обижает меня этот нахальный генерал, на станции, где мы оба ждем лошадей; если б он знал кто я, он побежал бы сам их запрягать тарантас и выскочил бы сажать меня в мой скромный тарантас! О пусть, пусть эта страшная красавица… – эта дочь пышной и знатной аристократки, случайно встретясь со мной на пароходе или где-нибудь, косится, и, вздернув нос, с презрением удивляется, как смел попасть в первое место, с нею рядом, этот скромный и плюгавый человек с книжкой или газетой в руках? Но если б только знала она, кто сидит подле нее? И она узнает – узнает и сядет подле меня сама, покорная робкая, ласковая, ища моего взгляда, радостная от моей улыбки». «Зодиак», Д.Берковиц – как описанные Ф.Достоевским характеры, но доведенные до крайности: убийцы с «комплексом подростка» – чувством отверженности и стремлением доказать себе и остальным свою силу. Наслаждение и доказательство этой силы – в преступлениях, рискованной и порой вызывающей игре с полицией, в которой маньяки утверждают свое превосходство. Криминолог Боб Ресслер, лично допрашивавший “Сына Сэма” вспоминал о его письмах: ” Он ( Д. Берковиц- авт.) очень переживал, что не мог рассказать окружающим, что это он, “Сын Сэма”, совершил убийство и потому он чувствовал чрезвычайное удовлетворение, когда видел свои послания на страницах прессы”.
Общий анализ писем позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, нельзя не отметить, что преступники нередко любуются собой.
” Последнее дело было великолепной работой. Леди не успела даже вскрикнуть.” (Джек Потрошитель);
” Убивая, я на самом деле спасал множество других человеческих жизней” ( Д. Берковиц);
” Я ожидаю хорошего кинофильма обо мне” (строки последнего письма Зодиака);
Когда речь идет о взрывном устройстве Зодиак хвалится: «я буду описывать вам (на бумаге) свой шедевр»;
фраза Зодиака по поводу своего изобретения – прикрепления фонарика на ружье скотчем: « Когда я прикручиваю пленкой фонарик к стволу и нажимаю на курок, пуля попадает в темное пятнышко в центре луча света. Все, что мне требовалось – просто двигать ствол из стороны в сторону…у меня не было никакой нужны использовать особенное оружие. Я не рад видеть, что не получил похвального листа».
Собственные изобретения Зодиак описывает подробно, доказывая всем свою изобретательность. Преступник даже наивно удивляется тому, что им не восхищаются. Он ревностно, как-то по-детски, защищает свои изобретения, стараясь, тем самым, поддержать «имидж». «Зодиак» не допускает, что у читателя могут возникнуть сомнения в том, что его бомба и ночной прицел не сработают. Случись так – это был бы удар по великому «Зодиаку», собирающему рабов для загробной жизни. Становится понятной, та, на первый взгляд, бессмысленная фраза «Зодиака» о невзорвавшейся бомбе доставленной в полицейский участок, что, мол, дело не его рук. «Я надеюсь, Вы не думаете, что я был тот, кто принес синий пакет с бомбой в полицейский участок». Он спешит откреститься от якобы чьей-то неудачной попытки подрыва, чтобы не подумали на него. Характер подобных писем говорит о страхе «Зодиака». Поражение и общественное презрение за невзорвавшуюся бомбу, за проигрыш перед полицией – вот что пугает преступника. Важнее всего было доказать читателю его писем, что случившееся – не поражение «Зодиака». Как подтекст: если бы «Зодиак» устроил диверсию, то исход был бы иной. Страх маньяка – это страх инфантильного «сверхчеловека» за право называться таковым, страх ребенка, которого в детстве унижали снова быть униженным во взрослые годы.
Во-вторых, письма «Зодиака» это бред самоутверждения, постепенно переходящего в манию величия. «Автор анонимок жаждал общения, игры, интриги; вместе с тем, его снедало чувство собственной неоцененности обществом». Когда 5-ое письмо «Зодиака» пришло в редакцию, на нем была надпись: “Пожалуйста, мчитесь к редактору”. «Зодиак» пытался создать вокруг своей персоны ажиотаж, что, скорее всего, свидетельствует о недостатке внимания к нему в реальной жизни. Возможно, история «Зодиака» закончилась историей сумасшествия. В последнем письме он писал: «Я теперь управляю всеми вещами». Он стал «всесильным» и ему уже не нужно было убивать.
В-третьих, большинство писем «Зодиака», как читатель успел убедиться, наполнены ненавистью к обществу. В подробностях написано, как и за что он будет казнить людей. « (В этом списке)…те, кто пишет для автографов, кто имеет дряблые руки и раздражающий смех. ( В этом списке ) все дети, кто ( в малом ) возрасте и требует Вашего внимания. Все люди, которые обмениваются рукопожатием, подобно этому. И все те третьи лица, кто не трудится (видимо имеются в виду хиппи и др.), пожнет это». Обратите внимание, многие из тех, кого «Зодиак» ненавидит, люди социализированные, и не одинокие. «Тот, кто пишет и ставит автографы» – это писатели, имеющие поклонников и признание; «дети» – о них заботятся родители; «люди, обменивающиеся рукопожатием» – нередко выражают тем самым уважение и дружеские чувства; «третьи лица, которые не трудятся», возможно, распространенные в то время хиппи, живущие общинами. И всех этих людей, по-своему удовлетворенных, включенных в общение, «Зодиак» ненавидит.
В-четвертых, нельзя не отметить криптографическое письмо «Зодиака». Оно написано в стиле, отличном от других его текстов, более эмоционально. Так, в незашифрованных письмах маньяк чаще рассуждает о технических деталях преступлений, но не их сущности и значении. Он как бы «стыдится» об этом писать, но и не писать не может, зашифровывая откровенные моменты своей субъективной мотивации в криптограмму, будто скрывая себя, как бы говоря «я сложен, чтобы понять мою сложную натуру вы должны поломать головы». Речь идет о приведенной выше криптограмме, где «Зодиак» «объяснял» почему совершил убийства. Только после расшифровки криптограммы он позволяет себе писать «о своей идее» более-менее открыто. Застенчивость ли это? Боязнь, что над ним и его «идеей» будут смеяться? Возможно.
Обратим внимание на некоторые особенности Зодиака-писателя. В его «творчестве» обнаруживается формирование некоего литературного стиля. К примеру, использование устойчивого выражения: «Это говорит Зодиак». По тексту встречаются экспрессивные фразы: «дикая игра», «волнующий опыт», «энтузиаст столетия», не характерные для речи здорового человека.
В 13-ом послании «преступник употребил буквосочетания, не существующие в английском языке. Одно из них – “crackproof” – было переведено как “заломать”, а другое – “fk” – как “трахать”. Пропуски букв были традиционны для ZODIAC’а, об этом уже упоминалось в настоящем очерке. Но дело тут, видимо, было не только в неграмотности преступника, но и в том, что он создавал своеобразный новояз, наполненный только ему понятными символами и словами… Так вот слова “crackproof” и “fk” оказались частью такого новояза и через несколько месяцев были повторены в других посланиях ZODIAC’а»[197]. В других письмах встречаем буквосочетание «titwillo», опять же изобретенное «Зодиаком».
Нельзя не отметить, что многие маньяки подсознательно пытаются себя обнаружить перед лицом полиции. Об этом свидетельствуют частно задаваемые правоохранительным органам головоломки. В письмах иногда можно найти следующие фразы:
“Ловите меня. Вы можете…” (Джек Потрошитель)
“Остановить меня можно только убив. Предупреждаю всех полицейских: если встретите меня, стреляйте первыми, стреляйте на поражение…” (Д. Берковиц).
“Полиция могла бы поймать меня минувшей ночью, если б они обыскали должным образом парк вместо проведения дорожных гонок с их мотоциклетным наблюдением (Зодиак)
“Меня не остановить, если не убить. Если меня поймают, то всегда найдется адвокат, который докажет, что я – примерный отец семейства.” ( Джеф Мак-Гилл)
И в заключении об интересном прецеденте американских законодателей. В 1978-м году человек по имени Джек Генри Эбботт оказался в тюрьме. Там же он завел переписку с книгоиздателем Норманном Мэйлером. Ему-то Эббот и поведал историю своих преступлений. В 1981 г. Мэйлер издал полученные письма отдельной книгой под названием «В чреве зверя» со своим предисловием. Тюремное руководство не могло не отреагировать на появление нового литературного таланта и Д.Эббота освободили досрочно. Вскоре «писатель» убил еще одного человека – официанта Нью-Йоркского ресторана. Суд присяжных г. Манхеттен присудил авторский гонорар Эббота, более 7 млн. долларов, вдове убитого официанта. С тех пор, вот уже 25 лет в ряде американских штатов существует закон «Сына Сэма», запрещающий человеку, осужденному по уголовной статье, получать гонорар от художественных произведений, в которых он описывает совершенные преступления. Все деньги уходят в специальный фонд жертв преступности, а далее конкретным пострадавшим людям. Законы запрещают преступникам получать доходы от творчества на тему собственных злодеяний. И восклицание «Зодиака» в последнем письме: « Кто же будет платить мне (гонорар)» (когда о нем снимут фильм) – к 1978 г., когда закон «Сына Сэма» действовал, было уже не актуально.
Источник : http://www.npocmo.info/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *