Вспомнил историю про лешего.
Парень пошел с отцом в лес, на тихую охоту (грибы собирать). Места диковатые, водятся крупные хищники, потому отец с собой ружье захватил.
Поход прошел удачно. Собрали множество грибов, а отец еще и зайца с парой уток подстрелил, хоть охота в планы и не входила.
И вот, двинули довольные отец с сыном к выходу из леса. Внезапно окликает их мужик, взявшийся из ниоткуда. На тот момент, в лесу кроме мужского семейства, никого из людей замечено не было.
Подходит незнакомец к отцу и начинает его с ходу отчитывать: – Зачем жадничаешь, мужик? Почему столько дичи настрелял? Нехорошо.
Парень в непонятках наблюдает за этим. Незнакомец на вид – настоящий бомж. Весь грязный, борода клочками и растрепанная, одежда рваная и потертая.
Но больше всего парня удивила реакция отца. Батя, обладающий суровым и взрывным характером, неожиданно принялся извиняться перед бомжем, а затем отдал тому одну утку и зайца.
Бомж удовлетворительно кивнул и двинулся с тушками вглубь леса.
На естественный вопрос парня: – Какого х..?!
Батя велел заткнуться и бодрее шагать.
Уже дома отец сказал сыну, что тот бродяга был лешим. И им вообще повезло, что он их выпустил из леса без неприятностей.
А истинную сущность бродяги отец определил по звуку. Бомж при ходьбе не создал ни единого звука. Ни хруста ветки, ни шелеста травы.
Верю. С мужем часто ходили в лес по грибы и ягоды. Были мы не суеверные, никогда на пеньке не оставляли для Лешего угощение. А зря. Один раз по кругу ходили в одном и том же месте битый час. Кое как тропинку из леса нашли. Выбрались. После этого брала с собой конфеты и печенье – для Хозяина леса. Раз есть Домовые, то есть и Лешие, и Болотные. Думаю, есть даже Городские и Сельские – чтоб за порядком следить на своей территории.
ЛидияЦитировать Ответить
Тоже верю, рассказанному в этой истории. Мой крёстный родился и вырос в деревне, поэтому знал народные приметы и обычаи. Когда он шел в лес по грибы и ягоды, то всегда останавливался около самой кромки леса и перед тем как войти в лес, кланялся до земли и спрашивал разрешения у хозяина леса на “тихую” грибную охоту. И ещё, уходя из лесу, он всегда благодарил хозяина леса, опять же кланяясь до земли со словами благодарности и оставляя на пенёчке угощение для того. Обычно, это было что-то из того съестного, что он брал с собой в лес, чтобы там перекусить, т.к. уходил надолго, практически на целый день. Это могла быть посоленная горбушка хлеба, варёное яичко, кусочек сыра, или несколько кусочков твёрдого сахарку, а если были, то конфетки. Он, никогда не съедал всё, всегда оставлял что-нибудь, для благодарения лесовику за его щедрость и доброту. Поэтому, мой дед практически, никогда не плутал в лесу, и всегда приносил полные корзинки и вёдра грибов и ягод, даже тогда, когда другие возвращались из леса с пустыми корзинками. Так что, правильно сделал отец парня из рассказа, отдав лесовику большую часть добычи, задобрив этим хозяина леса. Лесовик обязательно учтет это на будущее и щедро наградит их за это.
ЕленаЦитировать Ответить
Как много теплых воспоминаний связано с лесом!
Это первоцветы и душистая черемша весной, кружевная тень густой листвы летом, сладкие ягоды ежевики в августе и красные грозди рябины осенью. И родные предания нашего народа, бережно передаваемые из уст в уста.
ЛЕСАВКИ
Лесавки – мелкие лесные духи славянской мифологии. Согласно одним источникам – это дети лешего и кикиморы, согласно другим – дед и бабка лешего. “Они очень маленькие, серенькие, похожие на ежей. Обитают в прошлогодней листве, бодрствуют с конца лета до середины осени. Все это время веселятся, водят хороводы, поднимают листву, шелестят, шебуршат, копошатся – маленькие лохматые клубочки за короткое время натрудятся, умаются, а потом долго спят.
Так же к детям лешего относят проклятых, унесенные и уведенных крестьянских детей, а так же детей, рожденных в браке с лешачихой. Как и всякие дети, они любят шалить, сбивают с дороги путников, путают тропы, сыплют на голову труху и обматывают паутиной. Но смертельного вреда для людей не представляют. Одеваются в одежки изо мха и листвы, поэтому могут маскироваться на деревьях и в кустах, оставаясь незамеченными. Иногда могут принять вид причудливых веток и коряжек.
Ребенок лешего (которым он нередко стремится подменить обычное дитя) частенько уродлив (криклив, «голова с пивной котел»), или незначительно отличается от прочих лесных духов. В Вятской губернии считали, что «плодом от сожития лешего с унесенной им девушкой бывает тоже леший, но не столько злой, как тот, который происходит от лешачихи. Людская кровь-де в том стоит за себя. Леший, родившийся от девушки, пожалуй, рад бы делать и добро людям, но другие лешие при разделе лесов всегда стараются отмежевать ему такой участок, от которого верст на тысячу во все стороны нет никакого жилья».
В других поверьях лесавки описываются как бледные очень высокие девушки с длинными чёрными волосами. Они нагими, либо в белых грубых рубахах, подвязанных осокой, бегают по глухим лесам, напевая песни. Могут заманить заплутавшего путника в непроходимую глубь леса и оставить одного на погибель. У лесавок имеется три груди с отравленным молоком. Их излюбленное дело — кража младенцев, они забирают их ночью из люльки и закармливают до смерти. Если младенец оказался некрещеной девочкой, лесавки уносили её на болото и растили как лесавку (неточно). Обычно для защиты от них ведьма (ведающая мать в славянском понимании) клала в кроватку ребёнка нож или ножницы в раскрытом виде.
Лесовички – заблудившиеся (или заведенные в лес лешим) или брошенные родителями девочки (для лешего достаточно услышать слова родителя, обращенные к ребёнку «Чёрт бы тебя побрал!»). Заманивают в лес детей (уговорами), девочек (криками «Ау!») и парней (своей красотой и девичьим смехом). Но со временем забывают человеческую речь, зеленеют, становятся похожими повадками на лешего и превращаются из человека в нечистую силу, потом выходят замуж за лешего. До этого перехода нечистью в полном смысле не являются, не боятся чеснока или железа. От лесовички можно избавиться крестным знамением или молитвой, до превращения в нечисть её можно спасти — если лесовичка выйдет замуж за человека, то лес её отпустит.
Лисунки – женские духи леса, с длинными, закинутыми за спину грудями. Иногда считают, что лисунка — жена лешего, а лесовички — его дети.
В других мифологических традициях, в том числе западнославянских, существуют аналогичные существа. Например, лисунки с огромными грудями присутствуют в Польском фольклоре. В Белорусском фольклоре аналогичную лесавкам функцию (дочки или внучки лешего) выполняют гаёвки.
СофьяЦитировать Ответить