Продолжая свои рассказы о нашем прекрасном Севере, в этой части я опишу события, происходившие в Среднеколымском улусе, который находится на средней части реки Колымы. Этот край я считаю краем коневодов. Стада лошадей носились по полям и лугам под чутким присмотром пастухов-якутов. У нас, якутов, есть обычай, о котором я узнал лет в 12, — вокруг кладбища вешать на деревья отрубленные головы лошадей и ноги. Они якобы на том свете служат проводниками.
Я однажды шел из маслоцеха, это было в селе Эбях, проходил мимо кладбища. Мне там нестрашно: там лежат мои прадеды, деды, братья, и я уверен, мне там ничего не грозит, если что, защитят и нечистого прогонят. Сел под дерево в тенек, жара была, поднимаю голову, а сверху на меня лошадиная морда безглазая смотрит. Меня с того места как ветром сдуло. Только потом обьяснили их предназначение.
1) Шаманка-удаганка. С Абыйского улуса везли шаманку-удаганку мертвую. Перед смертью она велела похоронить ее там, где упадет ее голова. Упала в нашем улусе. Рядом с ее могилой находятся два озера. И между ними бродит всадник, который водит за уздечку коня. Многие это явление приписывают шаманке, будто поводила всадника и заморила.
Иногда путникам является ее череп, лежащий на земле. Старые люди обходят его, любопытные подходят и кличут на себя несчастья. Один знакомый моего деда поднял череп за глазницы двумя пальцами. Потом он их себе случайно отрубил. Ее могила в любое время года зеленая, как говорится, цветет и пахнет. Если идет дождь или снег, на могилу и на территорию вокруг ни одна дождинка и снежинка не падала. И это место трудно найти и то, только если она подпустит вас.
2) Случай с мамой. Когда моя мама была молодая, с ней произошел один случай. Шли они с сайылыка (звероферма) через хотоны, в них коров держат. А хотоны эти длинные, метров 50 в длину, а мама и сестры пошли по самому старому. Он имел длину все 150 метров. Когда начали подходить к хотонам, вперед них прошел мужчина. Зайдя в хотон, женщины его не увидели. Куда он пропал? Убежать или пробежать невозможно: весь пол в коровьем навозе, что заметно затрудняет ходьбу, а про бег молчу вообще. После этого мужчину неоднократно видели заходящим в хотон, но ни разу не видели, как он выходит.
3) Старый дом. В селе есть старые развалины дома. Этим развалинам больше сотни лет. Старики, мои родители и нынешняя молодежь много раз видели женщину в белых одеяниях. Она появляется там в определенные дни, ее появления заставляли селян вести себя осторожно. В тот день не ходят на охоту, на рыбалку, не ведут работ, которые имеют риск для жизни. В общем, предупреждает она всех о грядущей опасности.
Автор: Дачник