0

Музейные легенды

Наш музей трехэтажный. На первом этаже находится все связанное с древностью, на втором – художественные экспозиции, а на третьем – хранятся древние иконы. Эти иконы были перенесены в музей во времена советской власти, когда повсеместно закрывались храмы. Можно сказать, что это спасло иконы от возможного уничтожения. Здесь же до сих пор находится чудотворный крест, обретенный чудесным образом в средние века во время большого мора, и спасший горожан от вымирания. В реставрационных мастерских музея прятали мощи святых. Я не знаю всех чудес, которые происходили в музее, но знаю одно – все старые музейные сотрудники, в прошлом неверующие коммунисты, сегодня – очень верующие люди. Некоторые иконы музей вернул церкви, но большинство икон музей хранит, как произведения искусства. Но даже в музее иконы остаются святыми и чудотворными. Вот пара историй, подтверждающих это:
***
Эту историю три года назад мне рассказала старшая научная сотрудница музея. В Сарове проводилась выставка икон, в которой принял участие и наш музей. Вдруг взгляды всех присутствующих обратились к образу Казанской Божией Матери из нашего музея (эта икона является списком с чудотворного образа и датируется 17 веком), потому что В САМЫЙ ЦЕНТР ИКОНЫ НЕИЗВЕСТНО ОТКУДА УПАЛ ЛУЧ СВЕТА. Свечение иконы произошло на глазах у всех. Причем солнца в этот день не было, стояла пасмурная погода. Сотрудница музея рассказывала, что свечение было особым, необычным. Ни у кого не было страха. Все поняли, что это чудо. В Сарове и в соседствующим с ним Дивееве, вообще, происходит много подобных чудес. Эта история нестрашная, но следующая, пожалуй, будет более жанровой.
***
А этой истории уже много лет. Ее знала еще моя бабушка, которая будучи на пенсии, подрабатывала смотрительницей третьего этажа. Я, конечно же, с тех пор историю подзабыла, но мне помогла ее воссоздать знакомая, которая до сих пор работает в музее. В 70-х годах на музейных окнах еще не было решеток, это сейчас вплоть до третьего этажа все заковано. А раньше в музей то и дело залезали воры. Один из них ночью влез по лестнице на третий этаж. Видимо, хотел похитить что-то из церковных святынь. Но не смог. И вот почему. Как рассказывал музейный сторож, когда он прибежал на шум, то увидел недвижно сидящего в углу мужчину, с выражением немого страха в глазах. Сторож без проблем схватил вора, а тот совсем и не думал сопротивляться. А точнее – и не мог, потому что с ним случилось что-то вроде временного паралича. Никто сегодня не помнит, понес ли вор уголовную ответственность или его пожалели. Но вот его рассказ запомнили хорошо. Вор рассказал, что влез в окно, снял со стен несколько небольших икон и святынь, и уже собирался уходить, как свет его фонаря упал на большую икону Иисуса Христа в царском облачении «Царь Царем». Господь посмотрел на него так строго, что у вора все награбленное выпало из рук, и он замер, не в силах пошевелить ни рукой, ни ногой. Вообще, все сотрудники музея говорят, что взгляд Христа на этой иконе такой, как будто видит все грехи смотрящего на него человека, что так и хочется заплакать и раскаяться. Я тоже ходила, смотрела на эту икону. Целиком и полностью согласна.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *