Как умирают карельские колдуны
Ученый из Карелии изучает… нечисть, и это – не исследования фольклора.
Лидия ПАНАСЮК. АиФ Северо-Запад, 04 февраля 2009.
Заведующий сектором этнологии Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН Константин Логинов более 20 лет собирает свидетельства очевидцев паранормальных явлениях в Карелии и за ее пределами. В его архиве истории о призраках, привидениях, летающих тарелках и прочих субъектах и объектах, существование которых каждый из нас волен признавать или отрицать. К слову, в юности К.Логинов и сам был скептиком, но с годами поменял свое мнение, в том числе благодаря личному опыту. Кузьмич, к примеру, утверждает, что по глупости однажды едва не вступил в контакт с НЛО и что своими глазами видел череп так называемого Тростникового человечка (об этом маленьком загадочном существе почти ничего не известно).
Смерть колдуна
А эту историю Константину Кузьмичу поведала его знакомая. Десять лет назад в больнице умер колдун. Уроженец одной из деревень, большую часть жизни проживший в карельской столице со своей семьей, при жизни имел дело с нечистой силой, которая одинаково помогала ему и в целительстве, и при наведении порчи. Заговоры, выдержки из Книги Черной магии и прочие «рецепты» колдун записывал к себе в тетрадь. Как его родственникам жилось бок о бок с человеком, регулярно общавшимся с чертями, история умалчивает. А вот смерть колдуна обернулась для них настоящим кошмаром. Колдун, а вернее, нечто, принимающее его облик, вдруг начало являться им по вечерам. При этом, вело себя привидение крайне неспокойно: металось по дому, рвало на себе волосы, махало руками, словно что-то пытаясь объяснить. Только вот что?
– Если бы родные попросили его им присниться и рассказать во сне, чего он хочет, колдун перестал бы им являться, сказал бы, зачем каждую ночь приходит и наводит страх, – уверен ученый. – Но они этого не сделали. Привидение продолжило терроризировать семью, пока кому-то в голову не пришла мысль, что колдуну нужна его тетрадь, от которой следовало избавиться. Только в этом случае умерший нашел бы, наконец, успокоение и перестал пугать родственников. Перерыв все в доме, они, наконец, отыскали ее среди игрушек внука колдуна. Поскольку, как говорит Константин Кузьмич, сжигать тетрадь бесполезно (огонь будет ее выкидывать обратно), и в воде она не тонет (обязательно всплывет где-нибудь), тетрадь решили закопать на могиле мага. Сказано – сделано. Слегка разворошив землю, они бросили туда тетрадь и принялись ее закапывать, как вдруг раздался громкий хохот, заставивший родственников побросать лопаты и кинуться восвояси… Впрочем, с тех пор колдун семье больше не докучает.
Пес-призрак
Другая знакомая К. Логинова клянется, что своими глазами видела призрака. Дело было в полночь в Крещение. Женщина спешила домой и решила пройти через кладбище у Крестовоздвиженского собора в Петрозаводске: пусть жутковато – зато так быстрее. Но едва она ступила на тропу, как путь ей преградила собака. Подобных ей она никогда раньше не видала. Пес был черный, небывалых размеров (величиной с теленка), но удивительнее всего были горящие глаза. Женщина остолбенела. Впрочем, испугало ее даже не столько это таинственное существо, сколько неизвестно откуда взявшееся ощущение того, что пес не пускает ее дальше неслучайно, и на кладбище творится что-то нехорошее. Осознав, что со всем этим лучше не связываться, она развернулась и помчалась обратно. К слову, если верить Кузьмичу, жителям близлежащих деревенек с паранормальными явлениями сталкиваться приходится чуть ли не ежедневно. И неспроста. По словам ученого, дома эти построены на костях, фактически, на территории все того же кладбища.
– А потому я от местных жителей наслышан, – продолжает он. – Самая распространенная история – что к ним регулярно кто-то приходит ночью и требует, чтоб они оттуда съезжали. Такое может происходить в доме, построенном на могиле колдуна или на месте заклятия. Или если человек уходит из жизни не в том возрасте, который ему отпустил Всевышний, а гораздо раньше. Ему, скажем, суждено было прожить 90 лет, а он в 18 совершил самоубийство. И пока отпущенный ему срок не вышел, он может являться жильцам: плакать, жалея себя, или приставать к ним. По-разному бывает.
Привидения в общежитии
Жильцы общежития одного из образовательных учреждений рассказали ученому, что у них обитают сразу два привидения. Оба связаны со случившимися здесь в разные годы трагедиями. В начале нового века в одной из комнат свел счеты с жизнью молодой человек, который здесь жил.
– С тех пор, – говорит Константин Кузьмич, – время от времени по ночам жильцы с разных этажей (но чаще всего это происходит в той самой комнате) слышат шепот: «Помолитесь за меня». Проверено, что если на следующее утро сходить в церковь, поставить свечку, то на пару-тройку недель шепот прекратится, после чего все повторяется. Второе привидение, по рассказам, обитает в подвале общежития, где лет десять назад была изнасилована девушка. Не найдя в себе сил оправиться после случившегося, она покончила собой. Считается, что если спуститься в подвал в один из осенних или зимних дней, то можно с ней повстречаться.
– А где в городе или его окрестностях еще можно столкнуться с необъяснимым? – спрашиваем Кузьмича. – Говорят, к примеру, что во Дворце бракосочетаний тоже живет призрак…
– Насчет Дворца не знаю, а вот на Чертовом стуле, к примеру, как минимум дважды собирались колдуны со всей России, у них там съезд был. И неслучайно, наверное. Там какая-то энергетика особая, с психикой что-то происходит. Если, к примеру, человеку в обычной жизни ругаться не свойственно, он может начать вдруг нецензурно выражаться… А вообще, когда вы обо всем этом напишите, многие, прочтя, сочтут такие истории ерундой. Впрочем, я ведь и сам раньше ни во что такое не верил…
Константин Кузьмич Логинов – заведующий сектором этнологии Института языка, литературы и истории КНЦ РАН. Кандидат исторических наук. В 1979-м окончил кафедру этнографии и антропологии исторического факультета ЛГУ, спустя четыре года – аспирантуру при Ленинградском отделении Института этнографии АН СССР, защитил кандидатскую диссертацию на тему «Материальная культура русских Заонежья». Среди основных направлений научных исследований – не только хозяйственная магия, но и семейная обрядность, целительство, а значит, и любовная, и всякая иная магия коренного населения Карелии.