В советские времена была мода на фотопортреты, и у многих в домах висели на стенах различные виньетки, галереи почивших и здравствующих родичей. Также популярны были наивные сюжеты с телефонной трубкой в руках, с букетом цветов у столика и т.д. Помню, как мастера–фотографы ходили по домам, брали заказы, потом спустя месяц приносили заказчикам уже готовые подрисованные и нарядные портреты, покрытые прозрачной пленкой. Когда я ещё училась в младших классах, в нашем доме тоже висел на стене такого же жанра большой фотопортрет моего дяди (старший сын бабушки и родной брат отца). Еще к тому же его пристроили в моей с бабушкой общей комнате. На том портрете дядя был запечатлен в военной гимнастерке и в фуражке, видимо снимался сразу после войны. Оригинал фото лежал в семейном альбоме и выглядел вполне прилично, только разве что немного пожелтел от времени, а вот заказанный с него фотопортрет вызвал у родичей негодование. С портрета, как будто хмельной дядя всматривался куда-то, одному ему известную даль желтыми, как янтарь глазами, а щеки и блаженно ощерившийся рот у него были неприлично красные, в общем не лицо, а кровь с коньяком, прости Господи (в жизни он трезвенник, позволял себе только по великим государственным праздникам). Сам портрет был в каком-то омерзительном желто-зеленом фоне, плюс такого же цвета гимнастерка, а самое мерзкое – это желтоватые глаза, хотя в жизни они у него были темно-карие. Мастер постарался на славу и так разукрасил лицо, что когда принесли готовый портрет, все ахнули от ужаса. Первоначальный образ фотографии в общих чертах, конечно, был сохранен, но из-за излишних художеств мастера все выглядело как лубочная картинка. Однако, бабушку нисколько не смутило общее негодование, наоборот – всех, кто не воспринял данный шедевр она тут же записала в контры, пресекла разговорчики на корню и повесив портрет категорически не разрешала перевешивать или снимать его. Тряслась над ним, словно над последней реликвией и берегла как зеницу ока, будто память о погибшем. Дядя же в свое время благополучно вернулся с войны, без единой царапины и на тот момент был живее всех живых. Проживал со своей семьей в другом городе, а бабушка жила у нас, в семье младшего сына и вот она, видимо скучая по старшему, часами смотрела на портрет, иногда даже с ним шепотом беседовала. Такой фанатизм бабушки, учитывая её сложный характер, был воспринят всеми как чудачество пожилого человека и в принципе никому не мешал. Часто она уезжала погостить к родне, а я, пользуясь ее отсутствием, сразу убирала портрет подальше с глаз долой. Нагостившись, она приезжала, но всегда была бдительна, тут же с упреками водружала портрет на привычное место. Так продолжалось некоторое время, пока его не убрали, уже навсегда, о чем собственно далее пойдет речь.
Однажды моя мама, в летний день, поработав на огороде, решила переждать полуденную жару и, задернув шторки на окне, прилегла в нашей с бабушкой комнате. Сразу уснуть не получилось, а тут еще портрет висел напротив кровати – глаза мозолил, не давал расслабиться. Чудилось ей, что вроде как фуражка на портрете съезжает на лицо, то нос и губы меняют свои формы, чудовищно вытягиваясь до уродства или наоборот, лицо скукоживается в кулачок, проваливается и вот почти нет лица, одни глаза искрятся как у живого. Боязно ей стало, что даже пару раз она приподнималась с кровати, всматривалась в фото, потом успокоившись, махнула рукой и решила, что это в глазах рябит да двоится, вот и чудится всякая бяка. Но подремать не получилось, а портрет настолько обеспокоил её, что она все-таки решила плюнуть на все и прилечь в другой комнате. Поднялась было с кровати и тут с ужасом видит, что с портретом происходит опять неладное. Лицо нашего дяди перекосило, рот и нос – все пришло в движение, как бы подмигивая и передразнивая её. Дальше произошло нечто невероятное. Изображение, каким-то образом вышло или выплыло из рамки и вот уже «дядя» стоял у стены в полный человеческий рост и как бы расправляя затекшие плечи, зашагал в её сторону. Причем как позже описывала мама, лица его она не разглядела, а видела только силуэт. Застыла в ужасе и не верила своим глазам, думала, что у неё помутился рассудок. Громко поминая Бога и всех святых, кинулась из комнаты. Крики мамы всполошили весь дом и сбежались близкие. Маму долго отпаивали водой, и она в истерике не могла связанно что–либо объяснить. Наконец дошло до всех новость, что дядя на портрете… ожил. Бабушку чуть удар не хватил. Все мы, дети и взрослые, ринулись в мою с бабушкой комнату, дабы убедиться, что мир не рухнул. В комнате сразу шторки на окнах открыли, стало ярко и светло, злополучный портрет висел привычно, на своем месте и на фото мирно красовался дядя. В комнате было так буднично, что маме стало даже неловко. Может действительно устала на огороде, незаметно задремала, вот и приснился кошмар. На том порешили и навсегда закрыли тему. Бабушка же, от греха подальше немедленно убрала и припрятала портрет. После стресса мама конечно со временем успокоилась, но с тех самых пор, у неё пропала всякая охота держать дома портреты. Фотоальбомы не возбранялись – всегда пожалуйста, а вот большие портреты были содраны со стен, упакованы в старую наволочку и убраны на шкафы, где они долго годами пылились и потом так забылись, что о них никто не вспоминал.
После смерти бабушки я, уже взрослая, долго искала портрет и не нашла. Был нездоровый интерес – посмотреть еще раз, а вдруг опять «задергается». Мать, заметив мою возню, сразу догадалась. Сказала, что отдала портрет родственникам дяди, а я в сомнении – скорее всего она его нашла и все-таки сожгла.
Самому дяде про историю с его портретом никто так и не осмелился рассказать. От себя хочу пояснить, что он ни в коем случае не был зловредным человеком, напротив – добрый, порядочный, и все родственники его уважали, в том числе моя мама. Однако вот с портретом вышла такая история.
P.S. Ислам запрещает верующим держать в домах картины, статуи, большие куклы или фигуры изображающие живых существ. Особенно нельзя держать такие вещи в домах, где живут люди, совершающие ежедневный пятикратный намаз. В священных хадисах пишут, что в дома, где держат подобные вещи, никогда не войдет ангел. Если хозяева держат в домах подобные вещи, то в изображения людей или животных вселяются злые духи и таким образом материализуясь, могут лишить покоя людей. .
Автор: Алия
Хорошо написано, с юмором!)
ALLAZYARЦитировать Ответить