Время было тяжёлое, послевоенное. Моя прабабушка осталась одна с тремя девочками. Двухлетний сын умер от голода. Сколько часов в сутки было, столько и работали. Люся и Тома совсем мелкие, а Надя (моя бабушка) самая старшая. Повторюсь, мать Нади постоянно работала. Соответственно, Наде приходилось водиться с младшими сёстрами, поэтому она пропускала занятия в школе. А училась она хорошо, особенно в математике чувствовалась сила. Пропустит три недели учёбы, придёт в школу, материал упущен, так она его за пару дней навёрстывала, а на третий день одноклассники у неё списывали.
В общем, способная. Если бы не было необходимости работать, то выучилась бы до конца. А так, бывало, по два месяца в школе не появлялась, мать ругала, заставляла помогать. Какая может быть учёба, когда дети мёрзнут и голодные? С шести-семи лет Надя самостоятельно ходила в лес, чтобы добыть древесины для топлива. Раньше дрова по заказу никто не привозил, как сейчас, люди сами ходили. Вот и Надя ходила летом, и зимой. Фактически, Надя жила одна с двумя детьми, при этом сама была ребёнком. Мать появлялась хорошо, если раз в двое суток, на минутку заскочит и опять на работу или придёт, поспит два часа и убежит.
И вот, как раз в зимний период Надя пропустила всю четверть. Предстояло писать контрольную работу да ещё отвечать устно. Понятно, что знаний ноль. А сдавать надо. Учителя рассуждали так: пропускаешь уроки — изволь готовиться самостоятельно. Времени на это, к сожалению, не было. Волнуясь и скрипя зубами, зашла в класс. Села на своё место, задания на доске уже написаны. Разумеется, ничего не понятно, а от этого ещё хуже, на психику давит.
Слёзы потекли. Потом собралась, взяла себя в руки, начала молиться так, как её мама с бабушкой учили. Молилась до тех пор, пока её к доске не вызвали — отвечать. Еле вышла, краской залилась, ноги подкашиваются, переволновалась сильно. Учитель вопрос задаёт, она так нервничала, что даже смысл не уловила. Что отвечать и даже на что отвечать не понимала.
И вдруг слышит: ей кто-то на ухо шепчет, сначала неразборчиво, а потом всё чётче и чётче. Шептали ответ на тот самый вопрос, который задал учитель. Надя стала повторять и всё благополучно ответила. После того, как её усадили на место, беспрестанно благодарила и снова молилась.
Дальше надо было выполнять задание письменно. И точно так же по ходу решения Наде голос шептал правильные ответы. Так Надя сдала все контрольные, получила высокие отметки. Тот шёпот ещё не раз выручал Надю, когда это было необходимо.
Автор: Дикая