Каждому из нас приходилось слышать или читать истории о картинах, проявляющих себя необычно. Были и в истории моей семьи такие. Одна из них – связанная с небезызвестным портретом Моны Лизы, чаще называемой Джокондой, написанным знаменитым Леонардо да Винчи.
Я с юности очень интересовалась творчеством этого великого итальянца и восхищалась его неисчерпаемыми талантами, опередившими время, а также прекрасными рисунками и картинами, не перестающими удивлять нас и сегодня. Поэтому, будучи ещё девчонкой, увидев в магазине репродукцию портрета Джоконды, я без раздумий его приобрела, потратив все свои небогатые сбережения. И только потом задумалась, что же мне с ним делать? Не хранить же свёрнутым в трубочку? Но и прикрепить этот великолепный портрет таинственной дамы с необычным инопланетным пейзажем за её спиной просто кнопками к стене казалось кощунством. Там, где я тогда жила, мастерских, делающих рамки к картинам, не было. А, может, я о них просто не знала. Да и никто бы не позволил тратить на это семейные деньги. В общем, обнаружив в сарае доску из ДСП – приличного и как раз нужного размера – полку от какого-то шкафа, я очень обрадовалась. Наклеила на неё клеем ПВА портрет Джоконды, а затем покрыла его светлым лаком. Благо всяких столярных примочек у моих отца и брата имелось в достатке. Но когда лак на картине высох, оказалось, что он покрылся мелкими трещинками. Как видно потому, что я налила слишком толстый слой. Поначалу я расстроилась, но потом оказалось, что эти трещинки даже придают моему рукоделию некий налёт ценности. Будто это не репродукция, а настоящая картина, которую состарило время. Брат просверлил в её задней стенке дырочку я поместила эту картину на стене на гвоздик. Я была счастлива.
Прошло время. Портрет Джоконды провисел в моей комнате школьные и институтские годы. Потом переселился со мной в дом моего мужа. Мона Лиза с таинственной улыбкой доброжелательно наблюдала, как растут мои дети, как меняются эпохи – развитой социализм, перестройка, недоразвитый капитализм. И хотя рядом с ней появились уже настоящие дорогие картины, она не смотрелась рядом с ними дешёвкой, благодаря её изысканной старине. Мои детские руки произвели с этой репродукцией какое-то чудо, не иначе. Но однажды после переезда в новую квартиру портрет Джоконды пропал.
Дети очень расстроились. Дочь Василиса сказала, что с ним как будто и её детство прошло, а наш дом осиротел. Ну, что ж тут поделаешь – пропала и пропала. Не велика цена этой поделки, хотя и жаль было. Кстати, моя Василиса в студенческие годы, заработав немного денег, на свои скудные гроши даже в Париже побывала – в 3-х дневном туре. И она не столько стремилась к Эйфелевой башне, как в Лувр – увидеть подлинник портрета обожаемой ею Моны Лизы. Увидела. Просидела возле него на банкетке целый час. Наслаждалась. Говорила – поначалу чуть не прошла мимо – картина невелика, а Лувр огромен и многолюден, но её остановил знакомый взгляд.
Василиса вышла замуж, зажила своим домом. И однажды она позвонила мне и возбуждённо сообщила, что к ней вернулся портрет Джоконды. «Как? – удивилась я. – Ты нашла ту картину? Где?» «Ну, не совсем её, но очень похожую». В общем, проходя мимо мусорки, Василиса почувствовала чей-то знакомый взгляд и, обернувшись, увидела портрет Джоконды, прислонённый… к мусорному бачку. Это была репродукция и, как ни странно, также наклеенная на доску. Только её размер был меньше той – с журнальную страницу. И лаком не покрыта. Она, переборов стыдливость, взяла его и принесла к себе в квартиру. Как же можно оставить в бытовых отходах родное лицо? Василиса поместила Джоконду в своей квартире на почётное место. И ей показалось, что к ней вернулось спокойствие детства.
Прошло года два. И вот однажды Василиса вдруг притащила этот портрет Джоконды ко мне на дачу. «Как-то он не вписывается в мой новый интерьер, – небрежно сказала она. – Хочу сделать комнату в африканском стиле». Я подумала, что можно бы перевесить его в другую комнату, но ведь это ей решать. Сразу подходящего места для картинки я не нашла и поставила Джоконду на полку в книжном шкафу. Но вечером произошло странное событие. Зайдя в эту комнату, я вдруг притянулась взглядом к портрету и мне показалось, что Джоконда… беззвучно говорит. При этом губы её были неприятно перекошены и зло передёргивались, а глаза смотрели с ненавистью. «Наверное, свет так падает, что тени создаёт», – решила я. И, подойдя, переставила портрет выше, где он лучше освещался. Вроде всё встало на свои места. Однако на другой вечер эта история опять повторилась – лицо Моны Лизы на портрете опять двигалось, и она что-то мне злобно говорила. У меня по спине пробежал холодок ужаса. Я схватила этот портрет и, перевернув, засунула его подальше на шкаф. Выбросить его на улицу я почему-то побоялась, хотя очень хотелось. Да и не мой он, пусть Василиса решает, что с ним делать.
Вскоре я увиделась с дочерью и спросила её – не замечала ли она странностей за портретом Джоконды? Не видела ли, как та говорит что-то нехорошее? Василиса даже обрадовалась: «И ты это тоже видела? А я думала, что мне это чудится». Мы какое-то время с испугом делились впечатлениями, а потом вынесли вердикт – говорящий портрет этой средневековой дамы надо сжечь. Так и сделали. Пишут, что портрет Моны Лизы отказался забрать у Леонардо его заказчик. Почему? И что, якобы, тот дорисовывал и менял его всю жизнь, добиваясь некоего совершенства или эффекта. И один из этих эффектов мы с дочерью увидели. Чисто ведьма, говорящая заклятья, а не почтенная матрона.
После этого прошло года четыре и у нас появилась ещё одна загадочная картина. И опять с мусорки.
Случилось это, когда Василиса поздно ночью возвращалась от подруги. И, испытав дежавю, проходя мимо мусорки, ощутила чей-то внимательный взгляд. Обернувшись, она увидела огромную картину, прислонённую к мусорному бачку. Это было необычное произведение искусства, которое было остеклено и бережно помещено в прекрасную раму. И изображено на ней было нечто странное: почти обнажённая красивая дева, держащая в правой руке улыбающуюся голову паяца на шесте, а в левой – огромную деревянную маску с пустыми глазами и ирокезом из меньших масок на голове. Василиса, будто загипнотизированная, подошла к ней и, посветив телефоном, внимательно рассмотрела. Картина нравилась ей всё больше. Но тут она услышала чьё-то деликатное покашливание и, оглянувшись, отметила огонёк сигареты в темноте под деревьями. Засмущавшись, она быстро удалилась от этого ароматного сборника бытового хлама и поднялась в квартиру. Однако, постояв у двери, она снова спустилась вниз. За картиной. Мол, чтобы потом не жалеть, что из-за ложной стыдливости лишилась такого готического шедевра. Таинственного курильщика под деревьями уже не было, а картина, к её радости, осталась на месте.
Теперь это произведение неизвестного мастера красуется на том месте, где когда-то был портрет дискредитировавшей себя Джоконды. И я очень боюсь, что эта дева с чудовищными атрибутами в руках пойдёт по её стопам. Но сколько ни пыталась отговорить Василису от такого странного соседства, она и слушать меня не желает. Говорит, что картина ей очень нравится. И что во сне ей уже приснилось деревянное чудовище с этой картины. И она с ним подружилась.
Не сказать, что эта картина производит отталкивающее впечатление. Она гармонична и загадочна. Рисовал её очень талантливый художник, судя по нескольким росчеркам – чех или поляк. Её бежево-коричневые тона хорошо вписываются в интерьер. Но… Опыт с Джокондой очень тревожит. Ведь теперь я верю, что все эти истории, рассказывающие об оживающих картинах, правдивы. И боюсь, что таинственная дева с маской и чьей-то головой в руках начнёт чудить. Ведь кто-то и по какой-то причине вынес её на свалку бытовых отходов. Хорошее туда не выносят.
Автор: Инна
Это конечно не моё дело,но,правда что хорошее не выкинут.. Мало ли,может ее прокляли или ещё что.. Вообще с улицы в дом тащить найденные вещи опасно..
ЮлияЦитировать Ответить
В молодости был случай: кто то на лестничную площадку выставил фигурку из керамики, собаку со щенками, и она мне так понравилась, что я ее забрала. В моей комнате ее увидела свекровь, как же она ругалась, ее трясло всю ( она тоже видела что эта фигурка стояла бесхозной). А свекровь моя( как я писала ранее в рассказе “Порча”, всю жизнь колдует и про выброшенные вещи многое знает, потому как сама так делала не раз- нашепчет беды свои на какой то предмет и дарит или выкидывает, чтоб другой ее беды и неудачи забрал.
АннаЦитировать Ответить
Анна,
Написав эту историю, прочитав Ваш комментарий, я как бы со стороны взглянула на происшедшее. Конечно, однозначно на вторую Джоконду было оказано какое-то магическое воздействие. Только вот роль её самой, на мой взгляд, в этом случае положительна. Она, чей портрет стал у нас семейной реликвией, помогла нам избавить дом от воздействия этой магии. И вела себя именно так, чтобы мы выбросили или сожгли вещь с порчей. Поэтому и злой взгляд, и перекошенное лицо – всё для того, чтобы мы испугались и избавились от неё. А поняв это, я, наконец, перестану теперь вздрагивать, увидев этот портрет в телевизоре или ещё где. Даже вот посмотрела документальный фильм об этом портрете. И узнала, что оказывается подлинных портретов Джоконды тоже два – молодой и постарше. Как и в нашем случае.
Ну а насчёт второй картины… Я тоже с опасением к ней отношусь. Но это решать дочери. Она у меня очень независимая. К тому же, то покашливание говорит о том, что человек, некий мужчина, специально вынес её, предлагая кому-то за так. Ведь картина явно очень дорогая. Судя по наклейкам с боку рамы, она принадлежала некому байкеру, а они люди не злые. К тому же, эту картину видел друг Василисы, занимающийся изгнанием всяких барабашек из офисов и домов платно. Он сказал, что она чистая. Просто мне не очень теперь нравится её сюжет. Но если учесть, что Василиса всерьёз занимается снами, то она и в тему. В общем, поживём, увидим.
ИннаЦитировать Ответить
Да, с картинами порой происходят интересные вещи. Я все детство смотрела на Незнакомку Крамского, которая висела у нас в доме. А когда выросла, все стали говорить, что я на нее похожа.)
ЕленаЦитировать Ответить
Анна,
Соглашусь с вами И первую картину и вторую естественно вынесли на помойку не просто так Скинули негатив на картины и У-Ляля. Потому, что картины с превеликим удовольствием берут на себя всякую каку!
АлександраЦитировать Ответить
Елена,
По-моему в Японии существует примета, что если беременная женщина часто любуется на красивые цветы и виды, живёт среди красивых вещей, то у неё рождается красивый ребёнок. Возможно, это действительно и для детей – уподобляться тому, чем они любуются или
что вызывает особые эмоции. Картина подходит для этой роли. Мою дочь Василису тоже сравнивают с мадонной или иконами. Очень выразительное и необычное у неё лицо.
ИннаЦитировать Ответить
Интересно. Сама рисую с 3х лет. Действительно, картина – не просто красивая вещь. А художники – не простые люди. Помню. несколько лет назад во сне рисовала Самого. С натуры! Хорошо запомнила Его прекрасное лицо в профиль, белоснежные кружева воротника,. Когда закрашивала огненно красный фон, Он вдруг на портрете поворачивает ко мне лицо, и улыбается…. Никогда этот сон не забуду! Наяву пыталась по памяти нарисовать этот портрет. Не смогла…
ЛидияЦитировать Ответить
Неужели вам царь В.В.П. приснился?
NastiaЦитировать Ответить
Добрый вечер, забавно…
Я в 2016 году был с семьёй в Горном Алтае, есть там детский лагерь “Орлёнок”, в то время, он пребывал в плачевном состоянии, и новые хозяева его начинали только возрождать.
Кратко опишу историю, как мы там оказались. Ехали на отдых из Новосибирска в Горный Алтай, просто наугад, как многие автотуристы, в надежде, что приглянувшиеся место для отдыха будет свободно. К сожалению, куда бы не ехали, все базы были полны и мы всё дальше и глубже продвигались. Приехали в поселок Усть-Сема, там красивейшая река Катунь и горы, низенькие домишки местных жителей и мост через реку, который далее давал путь на Семинский перевал. Проехав мост, мы решили попробовать спуститься на берег реки, но все тропы на этом заканчивались… Вдруг я вижу мужчину и женщину (коренных алтайцев) которые о чем-то разговаривали у дороги, я их вежливо поприветствовал и спросил, где нам можно остановиться для отдыха. Они были удивлены моему обращению, но пошли на встречу нашей просьбе порекомендовали вернуться к началу дороги и проехать метров 500, повернуть налево, там как раз этот лагерь и находится. Я вам скажу, что это отличное место! Окруженное с трех сторон горами, густой лес, и река Сема, которая впадает в Катунь… КРАСОТА…и нет никого в диапазоне 2-3 км…(имеется ввиду отдыхающих, когда создается ощущение, что они просто везде … даже на голове..))
Тишина…
Нас встретила молодая женщина, Евгения, которая за небольшую оплату нас расквартировала в одном из корпусов бывшего детского лагеря…Эти дни были просто фантастические! Мы отдыхали, готовили сами, к нам иной раз прибегала местная собачка, и все были очень рады такому приёму.
Евгения нас познакомила со своим мужем Сергеем, который был старше её, прибегали их детки, общались с нами, и мы с радостью принимали участие в беседах.
Евгения нам предложила сходить в баню, которая оказалась ужасно интересной…
Баня была на берегу крутого берега, низкая, деревянная с мощной топкой (как у паровоза..))) но, самое загадочное – это картина, которая была в прихожей (раздевалке).
С лёгкостью угадывался берег Катуни, зеленела трава, и вдали густой лес, точно как на яву. Очень высокая прорисовка деталей…Но самое главное, что на берегу, у обрыва стоит белая Женщина, которая прикрывает тело как может руками и полотенцем , и глаза полные Ужаса… а за её спиной черный силуэт чудовища, который высокий и лохматый, сжимает руки и часть тела женщины огромными лапищами…
Жуткое зрелище…
После того как помылись, мы аккуратно за собой все убрали, привели в порядок, и я остался один….(парился последним) вдруг я поворачиваю голову, а передо мной стоит молча Хозяйка.
Бесшумно и непонятно как она попала, я её не слышал вообще…
Я спросил по поводу картины – она сказала, что это очень старая баня, еще до 1947 года построена …. про картину промолчала…
ВячеславЦитировать Ответить
Nastia, оу, сам солнцеликий — такая честь!
ПолинаЦитировать Ответить