9

Гриша и Рая

Эта история записана со слов моего знакомого. Иван, так его звать, уроженец одной из деревень Кировской области.

Жили в их деревне парень с девушкой. Гриша и Рая. Любили друг друга. По возвращению Григория из армии, сразу сыграли свадьбу. В разгар празднества, на котором гуляла вся деревня, встал кто-то из родственников брачующихся и, торжественно подняв наполненный бокал, произнёс тост с банальным пожеланием:

— Чтоб жили в радости и счастье, а умерли в один день!..

И тут, не успело прозвучать всеобщее «Горько!», как из угла старушечий голосок проскрипел:

— Через день…

Все возмущённо повернули головы на голос – что, мол, за неудачная шутка?! А там в уголке маленькая бабушка сидит, беззубым ротиком салатик себе шамкает. Не обращает ни на кого внимания, словно не она сейчас так некстати пошутила. Что со старушки возьмёшь? Деменция и есть деменция. Про бабульку тут же позабыли, продолжив весёлое застолье. Но у родителей молодожёнов осадочек всё же остался.
Осторожно поинтересовались позже – чья эта бабулька родственница? Никто не признал её. Никто не приглашал на свадебное торжество. Да и пропала она на второй день, словно не было вовсе. Вскоре про странную, никому незнакомую старушку и думать забыли…

После свадьбы Гриша с Раей зажили хорошо. В собственном большом доме, на который скинулись родители обоих. Завели обширное хозяйство, скотину, огород с фруктовым садом. Молодые, здоровые, красивые. Трудились в колхозе, совсем не бедствовали. Менее зажиточным соседям помогали и денег одалживали, не скупясь. Всегда весёлые, искренне влюблённые друг в друга, молодые супруги просто излучали радость и счастье. Не получалось только всё никак деток родить. Но, кажется, Гришу с Раей это не слишком печалило. Постоянно с их двора доносился Раисин заливистый звонкий смех и раскатистый весёлый хохот Григория…

Шли годы. Детей у пары по-прежнему не было. Но их любовь, казалось, только крепла с каждым днём. Не расставались ни на час. Вместе на работе, вместе на отдыхе, вместе дома, вместе в гостях. Оба ни разу не дали друг другу повода усомниться в своей любви и верности. Хотя по молодости ведь всякое бывает.
Одно смущало родных – Гриша с Раей всё чаще стали прикладываться к бутылочке. И жизнь их постепенно покатилась под гору. Поначалу расписной, словно сказочный терем, дом стал ветшать, не видя ремонта. Колхозное начальство всё чаще выговаривало за пьянство и прогулы. Скотину и птицу постепенно распродали, огород с садом зарастали сорняками.
Годам к сорока оба превратились в горьких пьяниц. С работы в колхозе их выгнали. Родственники ругали, жалели, но всё было бестолку. Гриша с Раей пропивали последние вещи, ходили оборванные, как бомжи, но… оставались самой счастливой супружеской парой в деревне!

Никогда никто не видел их в плохом настроении, даже с глубокого похмелья. Отоспавшись где-нибудь в канаве, они вылезали на свет божий и, качаясь, в обнимку шли по деревне. Весело распевая песни, задорно смеясь и радуясь по-детски окружающему миру. Никого и ничего им, казалось, больше было не надо.
Не думали Гриша с Раей ни о будущем, да и прошлое, поди, не вспоминали. Жили одним днём и друг другом.
Деревенские, хоть ругали непутёвую сладкую парочку, но давали картошку-моркошку и другие продукты, чтобы те часом не померли с голоду. Гриша же с Раей всегда безотказно откликались на просьбы соседей-добродетелей в помощи по хозяйству: дров наколоть, сена накосить, скотину выпасти… Конечно, если не в сильном подпитии находились.

Так и жили горемыки. Но любили друг друга пуще прежнего.

А лет в пятьдесят Рая захворала. Быстро так слегла и уже не встала. По весне померла.
Родители их к тому времени уже совсем немощные были. Все хлопоты о похоронах разделили меж собой сердобольные соседи. Прибрались в неухоженном и рассыпающемся доме. Установили посередине опустевшей комнаты свежесколоченный, пахнущий пиленой древесиной, гроб. Уложили туда затихшую навечно хохотушку Раю. Зеркал в хозяйстве уже давно не водилось, так что занавешивать было нечего. Поздно вечером, оставив раздавленному невосполнимой утратой Григорию горсть церковных свечек, разошлись по домам. Похороны Раи планировались на следующий день…

Утром вернувшимся соседи нашли Гришу лежащим около гроба жены на сдвинутых табуретах. Лежал он лицом вверх, сложив на груди руки. Мёртвый. В кулаке сжата короткая записка на клочке помятой бумаги «Без Раи жить не могу». Рядом на полу валялся баллончик из-под дихлофоса, который выпил обезумевший от горя мужик.
Через день после смерти любимой жены Раи…

Похоронили их в одной могилке.

07.06.2019

9 Комментарии

  1. Жаль что не народили,возможно жизнь сложилась бы по другому,а так никакой ответственности. А бабулька была права,вот только кто она и откуда взялась???

      Цитировать  Ответить

  2. Сказки Матушки Гусыни… Конечно, читается история хорошо, но если б ещё были прояснены следующие моменты: сглазила ли их бабушка или просто предвидела их будущее? Причастна ли она к их алкоголизму или нет? Держала ли она на них зло и за что? Выходит, что она просто была видящей, а не прокляла их. Литературный дар у Пукина есть, но правдоподобность таких историй вызывает большие сомнения…

      Цитировать  Ответить

  3. Ruslan:
    если б ещё были прояснены следующие моменты: сглазила ли их бабушка или просто предвидела их будущее? Причастна ли она к их алкоголизму или нет? Держала ли она на них зло и за что? Выходит, что она просто была видящей, а не прокляла их.

    А вам не кажется, если включить логику,что если бы эти моменты были прояснены, то правдоподобности было бы еще меньше? Мотивация и предпосылки поступков героев известны как раз авторам вымышленных историй, потому что они продумывают персонажей, а произведение укладывается в некую канву с причинами, следствиями и, конечно же, моралью. А в качестве стороннего наблюдателя событий откуда рассказчику знать кем была эта бабушка и о чем она там думала?

      Цитировать  Ответить

  4. Ruslan,

    В том то и главная фишка историй Пукина. Вроде есть намек на мистику, но в то же время явно она не проявляется.
    История как всегда интересная, хотя и затрагивает неприятную тему.

      Цитировать  Ответить

  5. “В собственном большом доме, на который скинулись родители обоих. Завели обширное хозяйство, скотину, огород с фруктовым садом. Молодые, здоровые, красивые. Трудились в колхозе”

    Вот в это я в жизни не поверю. Вы знаете, что такое колхоз? Это коллективное хозяйство. Никаких “собственных домов” там не было и быть не могло. Молодые, здоровые, красивые – ага-ага, ненадолго. Обычные контингент колхозов – это пьяницы. Колхоз “Миллионер” – тот, который задолжал государству миллион.

      Цитировать  Ответить

  6. Опять грустные истории , Пукин. Где же твоя радость жизни, где пение птиц, передаваемое в твоих историях ? Эх, такой таллант, да в нужное бы русло – такие сценарии фильмов оптимистических получились бы. Хочегь , я тебе БОРЬЩА наварю ? Тебе не хватает борьза, я это поняла. И котлет нажарю? Ты только скажи )

      Цитировать  Ответить

  7. Ох-хо-хо….история правда грустная…
    И заметно, что историю писал человек, никогда не живший в Союзе и понятия не имеющий, что такое колхозы. Да что и говорить, сейчас такое и представить сложно.
    Если посмотрите старые фильмы “Вечный зов” и “Любовь земная”, станут немного понятней энергетика и настрой того времени.
    Надо сказать, во времена колхозов люди жили по принципу “всё вокруг колхозное, всё вокруг моё”. Да-да, сейчас трудно поверить, но тогда люди жили и дружнее, и честнее. Тогда была партия Ленина, сила народная, желание построить коммунизм. А жить в стране, увлечённой одной идеей, было гораздо интереснее и увлекательнее, чем сейчас, несмотря на обилие колбасы в магазинах и разных геномодифицированных продуктов. И да, построить кому-то дом всей деревней тогда было нормально. Дом -это стены, пол и потолок, и больше никаких излишеств, ни метлахской плитки, ни ламината. И этот дом стоил недорого, если всё вокруг “моё”. В лесочке неподалёку нарубили деревьев, перевезли на телегах стволы, собрали сруб, возвели крышу- и вуаля!- дом готов. Ну не было тогда ни банков, ни ипотеки, ни долгов, ни многочисленных бумажек-разрешений различных инстанций на участок и постройку дома, хоть в это и трудно поверить. Собрались, поговорили, решили- строить! Сказано-сделано.
    И пили тогда мало(некогда было). Только по праздникам, ну не поощрялось это. А если случались пьянчужки, то их разбирали на партсобраниях, прикрепляли наставников и пытались вернуть в общество, а не выгоняли из колхоза, это было равносильно лишению гражданства.
    Вот насчёт Дихлофоса не уверена- не помню я, чтобы при Союзе была такая роскошь. Тогда тараканов травили борной кислотой, перемешанной с варёным яичным желтком, и они пропадали.
    Что касается бабуськи-пророчицы. Скорее всего, шла по улице, увидела праздник, решила зайти. Да, тогда это тоже было нормально- не было дресс-кода и фейс-контроля, приглашений-открыток с голубями и кольцами. И колец не было, это пережиток буржуазии. Для прохожего человека всегда могли найти грубо сколоченную табуретку и фаянсовую тарелку. Еда тоже была незамысловатой, всё натуральное, выращенное на колхозных полях без разной химии, пестицидов и гербицидов. Как говорится, только что хрюкало и кукарекало. Сейчас очень сложно представить, какой сильной была страна. Чёрная зависть западных друзей сгубила державу. Не поняли мы сразу, как сильно беспокоило наше благополучие разных снобов…
    Почитайте книгу Макаренко “Педагогическая поэма”. Там он описывает свой опыт возвращения к здоровой жизни несчастных бродяг и сирот, оставшихся после гражданской войны. Основой их перевоспитания стала трудотерапия-то есть колония трудновоспитуемых жила как отдельное государство, имея своё хозяйство и полностью обеспечивая себя всем необходимым. И произошло чудо-занятые общественно-полезным трудом дети и подростки перестали проказничать и хулиганить, у них просто не было на это ни сил, ни времени. Кроме того, физический труд облагораживает, меняются ценности и приоритеты, появляются мечты и желание их осуществить.
    Если мы вдруг захотим поднять страну из той бездны, в которую она стремительно падает сейчас, единственный способ- работать. Тяжело и упорно. Не обращая внимания на смешки и анекдотики западных и местных чистоплюев, видящих смысл жизни в воровстве в особо крупных размерах.
    Извиняйте, отвлеклась немного…

    …но это не значит, что тогда не было мудрых и видящих. А тут ещё и чарку бабульке налили, а что у трезвого на уме, то у пьяного на языке…хорошо, что только это сказала, а не выложила всю их жизнь перед собравшимися. Хотя может что и бормотала потом, кто же её слушал…
    И да, есть на свете большая Любовь, только не всем суждено её встретить. И всегда была. Счастья всем и благополучия.

      Цитировать  Ответить

  8. Нут тут все просто. Даже если бы у них было два десятка детей они бы умерли через день. А вот бабушка явно дух или сущность. Причем нейтральная. Потому что зла не желала, а тупо факт сказала.

      Цитировать  Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *