Добрый день! Это снова я, старый пилот, повидавший на своем веку очень многое.
Уже писал тут:
https://realfear.ru/zemlya
https://realfear.ru/srezal
Это был 1986 год, тогда я совсем недавно ввелся в строй командиром на Ту-154, и в качестве капитана отлетал не так уж и много, и опыта к тому моменту накопить не успел.
Я уже писал о том, что наш самолет очень инертный, и двигатели не очень-то приемистые, т.к выходят на режим долго. Когда появились тяжелые инертные самолеты, пришлось столкнуться с таким явлением как сдвиг ветра – это когда ветер по каким-либо причинам меняет свое направление, что около земли очень опасно, самолет может ощутимо просесть, а пока двигатели выйдут на режим… тяги может не хватить. Обычно это может произойти при смене циклон на антициклон, т.е. явление ожидаемое и вероятность внезапного сдвига ветра очень низкая.
Заходили мы на посадку ночью во Владикавказе, горная местность, заход требует определенного мастерства. Встречный ветер 3-4 мс/. Машина попалось старой модификации Ту-154Б-1, предел прочности закрылков, выпущенных на 45 градусов – 280 км/ч, а скорость сваливания с таким весом 230 км/ч, т.е и без того узкие рамки, однако, по ряду причин ( ожидая тот же сдвиг ветра), я вынужден держать между 265 и 280 км/ч. Снижались мы по 4 м/с. Штурман мой, Виктор Филаретыч ведет отсчет по радиовысотомеру последних сотен метров высоты:
– 300! 250! 200!
Внезапно кто-то его одергивает за плечо, я в полоборота тоже оборачиваюсь и вижу старика лет 75, в клетчатой рубашке и очках. Леша, второй пилот, тоже повернулся, на что старик сказал:
– Не отвлекайтесь, сынки, вот тут надо сделать вот так, – приблизившись к центральной консоли, хватает РУД (рычаги управления двигателями, их три штуки, и еще дублируются на пульте бортинженера) и с невероятной силой (поскольку дублирующие их придерживал бортинженер) толкает их вперед чуть не до номинального режима, – я и сам старый летчик.
Через три секунды самолет буквально бросило вниз, нос отвернуло влево от полосы градусов на 10, скорость упала до 240 км/ч, вертикальная скорость – 8м/с (т.е в снижаться стали в 2 раза круче), успела пикнуть сигнализация об опасном сближении с землей, мы с Лешей хватанули штурвалы на себя, а двигатели как раз вышли на номинальный режим, вертикальную скорость уменьшили до 2 м/с, догоняя глиссадную стрелку, краем глаза наблюдаю как скорость медленно поползла вверх: 245, 250, 260, уже можно газы немножко сдернуть, вот уже торец полосы, высота 15 метров – как раз по глиссаде! 10,5, 3, 2, 1,1! В одном метре повисли, плавно сдернув газы, мягонько плюхнулись на левую стройку, небольшой крен вправо – покатились! Это вы сейчас читаете, а тогда с того момента, как некто толкнул РУДы почти вперед, до касания с землей прошло не больше 20 секунд.
Это был сдвиг ветра, причем был он существенно сильней чем ожидалось, и если бы поставили двигателям номинальный режим в тот момент, когда самолет уже просел, они бы не успели выйти на режим, и мы бы не долетели до полосы, рухнув около ближнего привода. Кто же был этот самый пассажир? Поворачиваюсь к бортинженеру, Алексеич говорит, что дверь не открывал (а на самолете дверь устроена так, что открывается вовнутрь и только изнутри). Спрашиваю бортпроводников, кто может быть заходил в кабину? Нет, никто. После того, как мы зарулили на стоянку и трап еще не подвезли, прошелся я по салону в надежде найти того человека и сказать ему спасибо, но, пройдя раза три, так не нашел.
Наверное это был ангел-хранитель, или домовой, ну то есть самолетный.
Автор:
Очень понравилась история. Моя бабушка вообще считала самих летчиков Ангелами. Она говорила нам, детям:
-Не могут обычные люди летать!
ЛидияЦитировать Ответить
А может, один из тех летчиков, что погибли в подобной ситуации. Он точно знал, что делать, вот и помог. Не судьба вам тогда была умереть, Автор.
СофьяЦитировать Ответить
Ух ты! Хорошая история! Мороз по коже!
ALLAZYARЦитировать Ответить
Хорошая история,люблю такие
ФросяЦитировать Ответить