0

С судьбой за руку. Часть 6

Объяснить феномен одной лишь парамнезией, конечно же, невозможно. Но «смежные» с ней другие особенности психики человека также проливают свет на «неординарные» способности Ванги. Одну такую особенность Величко Добриянов назвал «методом шоковой телепатии».
«В моих сеансах был случай, — пишет он. — После того как мы вышли от Ванги, ошеломленная пережитым испытанием женщина изумленно сказала: «Как же она сразу спросила меня, почему я вдова?» (Диалог «Утопленник». — Прим. автора). Я воспользовался случаем, чтобы ее укорить за то, что она сама себя выдала еще при первом вопросе Ванги, но чтобы убедить, пришлось снова включить магнитофонную запись. В сеансах немало случаев, когда Ванга спрашивает о вещах, которые уже выяснены в предыдущем разговоре. Естественно задать себе хотя бы два вопроса: какова роль и значение такого способа гадания, во-первых, для агента телепатии и, во-вторых, для самой Ванги. Тысячи людей, которые к ней приходят, не носят с собой записывающих устройств, чтобы потом спокойно проанализировать состоявшийся разговор, в условиях высокого психического напряжения вполне объяснимо, что человек может не обратить внимания на то, что он сам сказал в начале разговора, а после этого он будет удивлен Вангиным «открытием».
Этот способ гадания, эта, я бы сказал, «шоковая телепатия» у Ванги, конечно, встречается. Особенно в сеансах, заполненных мертвецами, как это наиболее часто бывает. «Разговор» Ванги с мертвецами, передача их вопросов и пожеланий — все это сверхкоординарно, и это ошеломляет человека, особенно если он слепо суеверен…»
Говорить о «легком суеверии» людей, идущих за помощью к Ванге, не приходится. Степень суеверия здесь, если бы она поддавалась измерению, близка к своей критической отметке. У людей же с повышенным уровнем внушаемости чаще всего обнаруживается и так называемый «Эдипов эффект», наступающий от самореализации предсказаний. Свое название он получил от имени одного из героев древнегреческого мифа.
Фиванскому царю Лаю прорицатель предсказал, что его сын Эдип убьет своего отца и женится на матери. Чтобы предотвратить трагедию, новорожденного Эдипа бросили на растерзание зверям. Однако вскоре его нашел пастух и отдал несчастного младенца на воспитание коринфскому царю Полибу. Эдип узнал о зловещем пророчестве и, чтобы предсказание не осуществилось, покинул Полиба, которого считал своим отцом. Странствуя по свету, он встретил настоящего отца…
«Когда человек не может объяснить себе какую-то закономерность или случайное стечение обстоятельств, — пишет Величко Добриянов, — он склонен принимать, что все было предписано, как в календаре, и судьба неотвратима. И вот гадатель что-то предсказал, человек постоянно думает об этом, оно становится чуть ли не его сознательной целью, и в конце концов он сам направляет силу и энергию для осуществления предсказанного, даже тогда, когда бежит от него. Это возможно. Это — реальная проблема, известная и исследованная в социальной психологии».
Понятно, что «феномен Ванги», таким образом, выходит за пределы ее неординарных способностей. В том социуме, где воцарилась неуверенность в возможности эволюционного развития, «феномен Ванги», как и подобных ей «прорицателей», становится, по сути дела, социально-психологической трагедией.
У паломников Ванги в силу их определенного психологического статуса нет альтернативы: они принимают готовый сценарий поведения и слепо следуют ему. Сознательно отработанная программа поведения позволяет человеку бессознательно прийти к выводу о том, что предсказания Ванги получили реальное воплощение. И при этом не столь уж важно: разрешима ли проблема наилучшим образом. Важно другое: прорицание сбылось. И психоз отдельной личности превращается в массовый психоз.
Сегодня легендарное местечко Рупите, как и некогда Петрич, — своеобразный барометр экономического и социального благополучия той или иной страны. Пока там, увы, больше всего наших сограждан.
Нагнетание страстей в неблагополучном государстве, где психика людей крайне неустойчива, а сознание чудовищно извращено, где люди разучились самостоятельно принимать решения, и надеются лишь на провидение, по меньшей мере, негуманно. Подобные мистические эпидемии, которые сами рождены неустроенностью общества, воспроизводят социально и психологически неполноценных людей. Последние же надолго попадают в замкнутый круг.
Вряд ли надо повторять, что легковерный человек, коими изобилует площадь перед домом Ванги, получивший от нее известие о собственной смерти, в назначенный день и час не будет испытывать прилив духовных и физических сил. Надо ли доказывать, что стремление человека знать свое будущее несет в себе известный элемент риска? Нельзя идти вслед за судьбой. Это — удел слабых. Надо вести свою судьбу за руку…
1990
Рупите — София — Москва

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *